Выпускники минских вузов: «Через 2-3 года куплю квартиру», «перееду в Минск, если найду работу на Br6 млн», «жилье есть, муж тоже IT-шник»
Валерий, выпускник БНТУ, родной город — Слуцк, подался в сетевой маркетинг: «Работаю на себя, через 2-3 года куплю квартиру в Минске».
— Я учился на энергетическом факультете по специальности «Автоматизация управления энергетическими процессами». Простым языком, если происходит какая-то накладка на станции – должна сработать автоматика, дабы не повредилась линия. Специальность, востребованная на всех заводах.
Поскольку я бюджетник, мне предстоит распределение. Я занимаю неплохое место в рейтинге группы, поэтому выбрал распределиться в Минск, несмотря на то, что живу в Слуцке. Работать буду на заводе «Интеграл», который предоставит мне общежитие.
Но я человек дальновидный, и привык планировать на 5-10 лет вперед. Во время работы на «Интеграле» буду собирать деньги на собственную квартиру, и через 2-3 года собираюсь ее купить. Однокомнатную, в районе Малиновки либо Юго-Запада.
Честно говоря, я понятия не имею, какой уровень зарплат на «Интеграле», и он меня не особо волнует. Я лишь буду проходить там распределение, или буду вынужден выплатить все деньги за свое обучение государству. Сумма с учетом стипендий довольно крупная, но я не исключаю, что смогу «откупиться» спустя некоторое время.
Понятно, что наемный специалист не может за 2-3 года скопить на квартиру. На это понадобится лет 30, если не 40, да и то, если жилье не подорожает. Поэтому единственный вариант – податься в предпринимательство, что я и сделал.
Невозможно переплюнуть уровень жизни родителей, работая наемным сотрудником. Ты трудишься либо на дядю, либо на себя, на свою мечту, на свой двухэтажный коттедж, а не на двухэтажный коттедж своего начальника.
— Мой бизнес со специальностью никак не связан. Это индустрия красоты и здоровья. Компания называется TIENS [«Тяньши» — транснациональная корпорация сетевого маркетинга. Основная продукция — биологически активные добавки и массажеры — примечание Realt.by], я же в ней организовываю сбыт продукции средствами построения партнерских и клиентских сетей. Согласитесь, нести людям здоровье куда приятнее, чем сигареты и алкоголь.
Занимаюсь этим бизнесом около года. Он не требовал стартового капитала, только 7-10 свободных часов в неделю. До сих пор я совмещал его с учебой, получая дополнительный доход. Но работа на «Интеграле» не будет отнимать у меня столько времени — из этих соображений я ее и выбрал.
К сожалению, голова на нужное место встала у меня лишь к 4-5 курсу. Тогда я рассматривал различные варианты вплоть до того, чтобы забрать документы или «откупиться» от распределения. Но обсудив с родителями эти планы, решил не пороть горячку: они вложили немало сил, времени и нервов в мое образование.
Пользоваться дипломом после распределения я не собираюсь. Жалею ли, что получал «вышку»? На мой взгляд, это бессмысленно. Время не вернуть, зачем притягивать этот негатив? Что было — то было. Но мне нравится то, к чему я сейчас иду, то, к чему я приду в будущем, то, что у меня будет через несколько лет.
Татьяна, выпускница МГЭИ им. Сахарова: «Вставала в 5 утра, чтобы попасть на работу из Руденска. Так было выгоднее, чем снимать жилье в Минске».
— Я окончила факультет мониторинга окружающей среды, училась заочно. Специальность — информационные системы и технологии в здравоохранении. Трудоустроиться могу практически везде на должность инженера-программиста. После получения диплома мне предстоит провести еще несколько лет в декретном отпуске, потом, если ничего не найду по специальности, вернусь в свою строительную организацию кадровиком. Хотя работу мне уже предлагали, но пришлось отказаться из-за декрета.
Я родилась в Руденске, в Минск переехала после замужества. Жилье у нас в собственности, муж тоже IT-шник. На «вышку» пошла из-за международного диплома. Сахаровский университет дает возможность работать в Европе, не пересдавая экзамены.
Но учиться на инженера-программиста я начала еще до декрета: первое образование, средне-специальное, получала в минском колледже МГПТК электроники. Потом работала по распределению. В начале завод «Интеграл», потом ЖЭС. Первое место работы даже вспоминать не хочется.
В 2010 году моя зарплата на полную ставку в «Интеграле» составляла Br 200 тыс. — $50-60 по курсу, актуальному на тот момент. Я жила в Руденске, поэтому мне приходилось ежедневно вставать в 4:50 утра, садиться на электричку в 5:40 и ехать в Минск. И все равно опаздывала на работу.
Общежитие завод не предоставлял. На аренду квартиры или даже комнаты в Минске не хватило бы целой зарплаты: это были «сытые» годы, когда комната в квартире «у бабушки» стоила $150 в месяц. Гораздо выгоднее было ездить домой.
Когда увидела зарплату, поняла, что в «Интеграле» не останусь. Была возможность перераспределиться при условии, что найду другую работу в госструктуре. Меня принял минский ЖЭС. Там нужен был один программист на район для поддержания сети компьютеров и курирования работы операторов ЭВМ — этакий системный администратор. На эту должность я и устроилась. Платили неплохо по сравнению с Интегралом — $300-$400 в месяц, да и график был более щадящий: рабочий день начинался в 8:30, так что можно было встать в 6 утра и сесть на электричку в 6:50. Электричка из Руденска до центра Минска шла ровно час. Плюс еще 15-20 минут на общественном транспорте до работы. Это было несложно.
В будущем мы с мужем рассматриваем вариант переезда за рубеж. Есть знакомые, которые эмигрировали в Швецию и Финляндию: кто на обучение, кто в брак вступил, а кто и по рабочей визе.
Екатерина, выпускница МГЭИ им. Сахарова. Получив диплом, вернулась в Гомель: «Пять лет в общаге отбили желание снимать комнату и отдавать ползарплаты на аренду квартиры».
— Я окончила факультет экологической медицины, кафедра радиационной гигиены и эпидемиологии. Как говорят наши преподаватели, «такой специальности нет в реестре». В дипломе будет написано «эколог-эксперт», но устроиться на производство в качестве эколога я не смогу: там требуется эколог-инженер. Специализация у нас узкая — эпидемиология, но занимать врачебные должности я тоже не смогу. Исключение составляет должность помощника врача-эпидемиолога или врача-гигиениста, но на такую работу обычно берут студентов медколледжа.
Бюджетников распределяют в лаборатории по всей Беларуси. Мне же распределение не грозит: училась на платном. Работу нашла, правда не по специальности. И, общаясь со своими одногрупниками, понимаю, что так у большинства. Никто не хочет устраиваться лаборантом на «три копейки».
Работаю в должности специалиста по сбыту в гомельской фирме, которая занимается переработкой полимерных отходов во вторичную гранулу полиэтилена.
Все 5 лет во время учебы жила в общежитии, а последние три года — в новых корпусах возле станции метро «Петровщина». Вариант остаться в Минске даже не рассматривала. После 5 лет в «общаге» снимать комнату нет ни малейшего желания, а отдавать ползарплаты за аренду отдельной квартиры — нонсенс, на жизнь ничего не останется. Да и с поиском работы в столице дела обстоят не очень.
Жалею ли я, что окончила вуз? Нет, учеба далась легко и непринужденно. От высшего образования еще никто не умирал: университетская подготовка развивает ум, и даже если я никогда не смогу применить полученные знания на практике, все равно они не будут лишними в моей жизни.
Кристина, выпускница БГУ, родной город — Витебск. «Перееду в Минск, если найду работу на Br6 млн. в месяц».
— Я закончила юридический факультет БГУ по специальности «правоведение». Училась заочно, жила в Витебске, работаю в местном суде секретарем. Зарплата — Br 3,7 млн.
Я устроилась на работу в суд еще после окончания юридического колледжа в Минске, параллельно поступила на «заочку» в БГУ. Теперь, когда у меня есть диплом о высшем образовании, я бы хотела претендовать на лучшую должность или новую работу. Но не сказала бы, что диплом открыл мне новые карьерные перспективы: всем нужен колоссальный опыт работы, а выпускников берут только в суд секретарями и приставами. И хотя у меня за плечами трехлетний стаж, коммерческие конторы в ответ на мое резюме присылают одни отказы.
Хорошо бы найти работу по специальности в Минске, но должность секретаря в суде я сразу «отсеиваю»: там такие зарплаты, что толком на жизнь не хватает.
После окончания юридического колледжа тоже думала о том, чтобы остаться в столице, но главным препятствием стало жилье, а вернее его отсутствие. На тот момент арендные ставки были очень высоки. Мне предлагали работу в минском суде, но обещанной зарплаты хватило бы только на съемную квартиру.
Зарплата, ради которой я бы переехала в Минск, стартует от Br6 млн. — хватило бы и на жизнь, и за жилье заплатить. Я бы по-скромному, комнату сняла. Но в Минских судах зарплата такая же, как в Витебских, если не меньше, а нагрузки вдвое больше. Так же рассуждают и мои одногрупники: в основном все разъехались по домам.
Фото: архив героев