Конец «Мотовело». Бывший флагман промышленности может стать банкротом
За последние пять лет Минский мотовелозавод, выпускающий популярные некогда велосипеды «Аист» и мотоциклы «Минск», в разы сократил объемы производства и из прибыльного предприятия стал убыточным. Его нынешний руководитель Николай Ладутько предлагает провести процедуру банкротства компании, а экономист Георгий Гриц предлагает принять это предложение как данность.
Фото «Минск Реклама»
Подвел менеджмент
За последние пять лет ОАО «Мотовело» в несколько раз сократило объемы выпуска продукции и из прибыльного предприятия превратилось в убыточное.
Так, если в 2011 году в Беларуси было произведено 4786 мотоциклов и 176 тысяч велосипедов, то в 2015 году — в три раза меньше. В 2011 году предприятие сработало с прибылью, а прошлый год завершило со значительными убытками.
ОАО «Мотовело» | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
чистая прибыль, млн рублей | 125 | -53 230 | 2886 | 1119 | -122 962 |
количество работников, человек | 508 | 465 | 428 | 179 | 237 |
Объемы производства | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
мотоциклы, штук | 4786 | 8022 | 12 183 | 6477 | 1540 |
велосипеды, тыс.штук | 176,4 | 184,4 | 193,6 | 99,2 | 58,9 |
Источник: Белстат, Минфин
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц называет две основные причины ухудшения дел на предприятии.
Во-первых, по словам экономиста, «Мотовело» пошло на крупносерийное производство стандартных типовых изделий, а эта ниша в мире давным-давно занята компаниями из Юго-Восточной Азии. Во-вторых, проблемы предприятия связаны с неудачным менеджментом.
Смена владельцев
В 2007 году на основании президентского указа контрольный пакет акций столичного мотовелозавода за 15,6 млрд рублей приобрела австрийская компания ATEC Holding, которой управляют братья Александр и Сергей Муравьевы. По условиям договора за пять лет инвесторы должны были вложить в развитие предприятия не менее 20 млн долларов. Однако, по данным проверки Комитета государственного контроля, в развитие завода было инвестировано чуть более 2 млн долларов.
В начале июня 2015 года стало известно об аресте топ-менеджмента «Мотовело», которых обвиняют в выводе капитала и вывозе оборудования завода, а через несколько дней генеральным директором ОАО «Мотовело» был назначен бывший глава Минского горисполкома Николай Ладутько.
От Муравьевых у ОАО «Мотовело» остались большие обязательства перед банками под залог имущества, поэтому для возобновления производства весной 2016 года была создана новая компания — ООО «Мотовелозавод». Практически за даром она пользовалась производственными линиями завода. То есть, мотоциклы и велосипеды выпускались на том же оборудовании, но новым предприятием.
Попытки спасти заводВ июне прошлого года Николай Ладутько рассказывал журналистам, что за счет собственных средств и инвестиций «Мотовело» планирует провести модернизацию завода, на которую потребуется до 10 млн долларов.
По словам директора завода, «Мотовело» обратилось к крупнейшим китайским компаниям с предложением создать совместное предприятие по производству мототехники на минской площадке.
В конце мая 2016 года Ладутько одним из путей реанимации предприятия назвал строительство нового завода на другой площадке, поскольку действующая неэффективна. Для этого, по его словам, потребуется около 7 млн долларов инвестиций на начальном этапе и до 50 млн долларов на шесть лет.
Сегодня же Николай Ладутько предлагает провести процедуру банкротства «Мотовело».
Как рассказал директор завода агентству «Минск-Новости», сегодня на предприятии занято всего около 90 человек. Работает один сборочный цех. Изношенность энергосетей составляет 100%. Почти все оборудование распродано предыдущим хозяином завода, а оставшееся устарело. Крыша протекает, а отопление прошлой зимой из-за отсутствия средств включали только на один месяц.
Ладутько считает, что надо провести процедуру банкротства ОАО «Мотовело». Тогда все имущество и земля вернутся в коммунальную собственность. После этого на базе предприятия можно будет создать республиканский инновационный технопарк или выставочный центр. Пару цехов Николай Ладутько согласен оставить для производства мотовелотехники.
Конец эпохиПо информации Георгия Грица, в правительстве идею создания технопарка на площадях мотовелозавода не поддержали, посчитав нецелесообразным появление подобной структуры фактически в центре города.
Можно говорить о том, что попытки реанимировать мотовелозавод в его традиционном виде не увенчались успехом, считает Георгий Гриц и предлагает принять банкротство предприятия как данность.
«Место под солнцем на евразийском пространстве в этой сфере, по большему счету, занято, поэтому банкротство предприятия — это закономерный итог. К этому нужно относиться как к данности. Произошло то, что должно было произойти», — говорит зампред БНПА.
Выходит, эпоха белорусских велосипедов и мотоциклов ушла навсегда? Георгий Гриц полагает, что предприятие может продолжить существование в совершенно другом виде.
«Как государственная структура предприятие умрет, но специалисты останутся. Может, они найдут в себе смелость и начнут малый бизнес по производству, допустим, дизайнерских индивидуальных велосипедов под заказ, а государство поддержит эту инициативу», — говорит экономист.
Александр ЯРОШЕВИЧ