Как государство будет латать дыры в банковском секторе?
Проблемы, которые накапливаются в белорусской экономике, уже хорошо видны даже иностранцам. Эксперты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики России считают динамику банковского сектора Беларуси «крайне тревожной». Постоянный рост проблемных активов белорусских банков вопрос, что государство собирается с этим делать.
Крайне тревожная тенденция
Доля проблемных активов белорусских банков в 2016 году растет постоянно из месяца в месяц. По состоянию на 1 мая проблемные активы составили 51,15 трлн рублей и практически удвоились с начала года. Удельный вес проблемных активов достиг к 1 мая 12,34%, хотя еще 1 января этот показатель был гораздо меньше — 6,83%.
Российские экономисты считают такой сценарий развития событий закономерным, учитывая ту роль, которая в Беларуси отведена банкам.
«Беларуси на протяжении многих лет удавалось кредитовать госпредприятия и помогать банкам терпеть связанные с этим убытки. На этот раз кризис тоже разворачивается по известному сценарию, но удастся ли найти деньги, чтобы залатать дыры в капитале банков или в платежном балансе в случае монетарного стимулирования экономики?» — задаются вопросом эксперты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики России.
В новом экономическом обзоре по Беларуси, который подготовил Центр развития НИУ ВШЭ, эксперты констатируют, что в 2015-2016 гг. белорусские власти уже рефинансировали часть проблемной задолженности предприятий перед банками, «но это не остановило рост просроченной задолженности».
«В июле будет проведена независимая оценка качества активов девяти крупнейших банков Беларуси, и из отчета будет понятно, какие банки находятся в (самом) плохом положении», — отмечают экономисты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики России.
Тренд, который свидетельствует о постоянном росте проблемных активов в банковской системе Беларуси, вызывает беспокойство у российских аналитиков.
«Динамика банковского сектора Беларуси — крайне тревожная. На фоне снижения общей задолженности предприятий происходит рост просроченной задолженности. То есть качественные должники выплачивают, но не рефинансируют кредиты, а проблемные — остаются на балансе, и их доля растет», — говорится в обзоре Центра развития НИУ ВШЭ.
Российские аналитики не исключают, что для решения проблем в экономике белорусские власти могут прибегнуть к традиционному инструменту — станут смягчать монетарную политику, что приведет к увеличению денежного предложения и позволит расплатиться предприятиям с банками.
«Высокая ставка рефинансирования, которая держится на уровне 22% (10 июня Нацбанк сообщил о снижении с 1 июля ставки рефинансирования до 20%. — ред.), снижает спрос на кредиты, а также дороже обходится бюджету, так как возмещение процентных платежей привязано к ставке рефинансирования. Поэтому следует ожидать, как и в предыдущие годы, преждевременное смягчение политики», — приходят к выводу экономисты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики России.
Вместе с тем, белорусские экономисты надеются, что на грабли белорусские власти не наступят и до «преждевременного смягчения политики» дело не дойдет, поскольку такой ход событий чреват крайне неприятными последствиями.
Нацбанк выстоит. Или вновь обеднеем
Постоянный рост проблемных активов чреват тем, что у банков могут возникнуть проблемы с ликвидностью. Сомнительно, что экономические власти станут дожидаться такого конца, и наверняка постараются предпринять превентивные меры.
В 2015 году резкий рост проблемных активов банков удалось предотвратить благодаря перекладыванию проблем промышленных предприятий на плечи государства, которое гарантировало банкам погашение накопленных реальным сектором долгов. К слову, суммарно в 2015 году были приняты решения по рефинансированию кредитов предприятий на общую сумму свыше 65 трлн рублей, а ведь это потенциальные проблемные активы банков.
Видимо, прошлогодняя практика будет продолжена и в этом году. Плюс к этому сегодня власти готовят решение о создании коллектора — Агентства по управлению активами, которому для очистки балансов банков могут быть переданы проблемные долги сельхозпредприятий.
«Наиболее вероятный сценарий — комбинация нескольких способов решения проблемных долгов банков, а именно их рефинансирование, а также их списание с баланса банков за счет создания Агентства по управлению активами. За счет этих мер власти попытаются управлять ситуацией в банковском секторе, не допуская ее быстрого ухудшения», — полагает экономист Антон Болточко.
При этом он констатирует, что без изменения финансового положения предприятий рефинансирование долгов будет иметь лишь временный эффект.
«Без реструктуризации госпредприятий ситуация коренным образом не изменится. Поэтому осенью могут появиться заявления и решения о том, что отдельные неэффективные госпредприятия могут быть подвергнуты приватизации или реструктуризации», — предполагает Антон Болточко.
Мировой опыт, в частности, свидетельствует о том, что в некоторых случаях акции компаний, которые не рассчитываются по кредитам, могут передаваться банкам. Однако аналитики финансового рынка Беларуси сомневаются в том, что белорусским банкам могут быть интересны акции должников.
«Привлекательность обмена долгов на акции предприятий для наших банков сомнительна. С точки зрения ликвидности эта схема мало что банкам даст. В отсутствии развитого вторичного рынка ценных бумаг белорусским банкам будет проблематично продать акции предприятий», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.
Наконец, еще один путь решения долговой проблемы банков — тот, о котором упоминали экономисты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики России. Ослабление денежно-кредитной политики фактически означает, что предприятиям государство предоставит деньги, чтобы те рассчитались с банками. Однако у этого сценария существует серьезный побочный эффект — инфляция.
«Резкое смягчение монетарной политики поставит крест на достижениях нынешней политики Нацбанка. Регулятору удалось взять инфляцию под контроль, и Нацбанк сегодня всеми своими действиями подчеркивает, что намерен замедлять инфляцию до однозначных величин. Смягчение денежно-кредитной политики даст обратный эффект», — убежден Валерий Полховский.
Эмиссионное стимулирование экономики, считает он, приведет к тому, что вырастут инфляция и девальвационные ожидания, а реальные доходы населения в очередной раз снизятся.
«Возникает вопрос, что лучше: поддерживать неэффективные предприятия за счет того, что мы опять все обеднеем, или лучше применить закон о банкротстве в отношении определенного круга предприятий. Хороших решений, которые бы устроили всех, в нынешней ситуации не существует», — полагает Валерий Полховский.
В этой связи белорусские экономисты надеются, что решать текущие проблемы предприятий за счет печатного станка власти не станут, и Нацбанк выстоит, несмотря на предложения отдельных чиновников стимулировать экономику.
«Курс Нацбанка, который заключается в снижении инфляционных процессов за счет управления денежной массой, будет продолжаться, несмотря на соблазн использовать эмиссионный ресурс для решения текущих проблем», — прогнозирует Антон Болточко.
Дмитрий ЗАЯЦ