У России не получается отжать МЗКТ. Получится ли заменить минские шасси собственными?
Глава российского правительства потребовал лишить военных заказов Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Но это заявление скорее можно трактовать как психологический нажим на Минск.
Посещая «Мотовилихинские заводы» в Перми, Дмитрий Медведев предложил перенести производство специальных колесных шасси для российской военной техники с МЗКТ на Камский автозавод в связи с отказом белорусской стороны продать это свое предприятие россиянам.
Чуть ранее неназванный представитель дирекции концерна «Алмаз-Антей» — крупнейшего производителя зенитных ракетных систем (ЗРС) в России — сообщил московской газете «Известия» о намерении концерна полностью отказаться от продукции МЗКТ в пользу техники Брянского автомобильного завода (БАЗ).
И хотя официальной причиной отказа в этом случае был назван резкий рост числа внутренних и внешних заказов на ЗРС С-400 «Триумф», некоторые эксперты сделали вывод, что два таких заявления подряд выглядят как согласованная акция, направленная против белорусского предприятия.
Иные же наблюдатели отметили, что в конце 2015 года «Алмаз-Антей» стал собственником БАЗ, также выпускающего колесные шасси, и намерение перенести туда заказы с «чужого» МЗКТ вполне логично.
С-400 «Триумф» — единственная ЗРС, которая способна использовать ракеты нескольких типов. Пусковые установки (ПУ) тоже могут быть разными — самоходные на колесных шасси МЗКТ-7310/МАЗ-543М или буксируемые тягачами БАЗ-64022.
Использование разных типов пусковых устройств военные объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные же обладают лучшей маневренностью и проходимостью по бездорожью (несомненный плюс в условиях России). Однако разнотипность колесной техники затрудняет и удорожает ее эксплуатацию. В концерне «Алмаз-Антей» намереваются устранить этот недостаток, сделав ставку на единый тип шасси — БА3-6909.
Отказ от шасси МЗКТ-7310/МАЗ-543М мотивируется также его устарелостью. Ведь родоначальника этого модельного ряда МАЗ-543 широкая публика впервые увидела еще на параде в Москве 7 ноября 1965 года.
Но с тем, что МАЗ-543 безоговорочно устарел, согласны далеко не все эксперты. Машина, постоянно совершенствуясь, до сих пор служит базой значительного числа разнообразных систем оружия. В их числе: ПУ, антенные посты и кабины управления С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф»; ПУ 9А52 реактивной системы залпового огня (РСЗО) 9К58 «Смерч»; ПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег»; ПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур».
На этой же колесной базе сконструированы подвижные командные пункты (КП) и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов РС-12М «Тополь», КП зенитно-ракетной бригады «Байкал», значительное число машин подвижного тылового обеспечения.
Но даже если концерн «Алмаз-Антей» полностью заменит МЗКТ-7310/543М на БАЗ-6909 в составе С-400, то, как заявил тем же «Известиям» советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц, вряд ли российскому холдингу удастся в ближайшее время полностью отказаться от белорусской продукции.
Для новых ракет С-400 (40Н6Е, а также 9М96Е2 и 9М96Е) специально спроектирована пусковая установка 51П6Е на базе шасси МЗКТ-7930. Также на МЗКТ-7930 размещены входящие в состав С-400 РЛС дальнего обнаружения 91Н6Е, многофункциональные РЛС управления 92Н6Е, а также опционно придаваемые им всевысотная РЛС 96Л6Е и передвижная вышка 40В6М для антенного поста 92Н6Е.
Однако в холдинге «Алмаз-Антей» настаивают, что смогут полностью перейти на колесную базу российского производства. А ту часть линейки специальных колесных шасси, которую не сможет выпускать БАЗ, готов заместить своей продукцией КамАЗ. Правда, ему понадобится как минимум пять лет на разработку и постановку на вооружение таких машин. Вопрос также в том, будут ли у России (а значит и у БАЗа с КамАЗом) средства, чтобы сконструировать и довести до серии шасси, аналогичные машинам МЗКТ, создать мощности для их выпуска и освоить столь уникальные изделия в производстве.
С большой долей вероятности можно предположить, что при любом варианте развития событий в среднесрочной перспективе лишних денег в российском бюджете (даже на нужды ВПК) не будет. А следовательно, средства на разработку и организацию производства модельного ряда колесных шасси, аналогичных МЗКТ, вряд ли удастся изыскать. Ведь у российского ВПК есть и гораздо более насущные нужды. Например, замещение элементов вооружений, которые Украина отказалась поставлять России.
И еще: насколько вообще имеют смысл попытки заменить в российской армии продукцию МЗКТ, которая там чрезвычайно широко распространена? Первые версии уже упоминавшегося шасси МЗКТ-7930 (колесная формула 8x8) начали поставляться Министерству обороны России с середины 1990-х годов.
Помимо ПУ оперативно-тактического ракетного комплекса «Иcкандер», на МЗКТ-7930 монтируется транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) этого комплекса; боевая и транспортная машины РСЗО «Торнадо»; машина обеспечения боевого дежурства стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс»; ПУ и РЛС С-400; ПУ и ТЗМ противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бал-Э», «Бастион», «Клаб-М»; мостоукладчик ТММ-6 «Гусеница-2».
Столь широкое применение МЗКТ-7930 объясняется тем, что машина проектировалась специально для размещения оборудования этого массогабаритного класса. Это единственное шасси, способное предоставить разработчикам более восьми с половиной метров монтажной длины за кабиной. Это позволяет разработчикам надстроек чувствовать себя свободными в компоновке и устанавливать надстройки, которые попросту не поместились бы на другие машины.
Шасси МЗКТ-7930 адаптировано не только к габаритам, но и к массе оборудования данного класса. Грузоподъемность 22-24 тонны является для шасси штатной и не требует дополнительного усиления.
Для МЗКТ-7930 не требуется перепроектировать всю армейскую инфраструктуру с нуля и переучивать эксплуатирующий персонал — эту машину российские войска уже знают.
Показательна информация неназванного источника в Минобороны России, которую привело издание «Военно-промышленный курьер»: хотя КамАЗ ведет разработку перспективного шасси семейства «Платформа», комплексы «Искандер» будут по-прежнему монтироваться на шасси МЗКТ. Более того, по словам источника, рассматривается возможность расширения номенклатуры специализированных шасси, приобретаемых у МЗКТ.
На подходе к серийному производству первые образцы новейших подвижных грунтовых ракетных комплексов «Рубеж» (РС-26), в качестве носителя для которых выбрано шасси МЗКТ-79291 (12х12). 3 июля 2013 года оно впервые было представлено на параде в честь Дня Независимости в Минске. Есть все основания полагать, что это же шасси станет базой и для перспективной российской мобильной системы ПРО/ПВО С-500.
По мнению экспертов, одной из наиболее интересных разработок Минского завода колесных тягачей являются шасси МЗКТ-6922, имеющее не рамную, а корпусную (так называемую «вагонную») конструкцию. Это шасси, в частности, было использовано российскими разработчиками при создании новой модификации зенитного ракетного комплекса средней дальности «Бук» — «Бук-2М»/»Бук-2МЭ».
В общем, закономерно возникает вопрос: зачем в медиапространство вбрасывается информация, что российские военные скоро откажутся от колесных шасси и тягачей МЗКТ? Можно предположить, что мы имеем дело с очередным раундом информационного шантажа, имеющего цель понудить руководство Беларуси к продаже завода колесных тягачей на выгодных для России условиях.
Первый заход был предпринят в 2011 году, когда в российских СМИ прошла серия публикаций о том, что Минобороны России намерено вскоре отказаться от использования белорусских шасси в качестве носителей новейших вооружений. Сообщалось, что уже в 2014 году стратегические ракетные комплексы будут размещаться на шасси семейства «Платформа» Камского автозавода. В дальнейшем машины этого семейства должны будут поступить на вооружение всех видов и родов войск российской армии, а МЗКТ лишится ее заказов, утверждалось в публикациях.
Но 2014 год минул, ничего из предсказанного не сбылось, а попытки «отжать» нужный актив предпринимаются вновь и вновь. Причем каждая из них негативно сказывается на белорусско-российских отношениях.
Александр АЛЕСИН