"Цены растут, к нам может хлынуть контрафакт". Как делает сигареты и борется за рынок ГТФ "Неман"

Источник материала:  
04.03.2016 17:08 — Новости Экономики

Табачный рынок Беларуси за последние 3 года стагнировал по некоторым оценкам на 20%. Но серьезные инвестиции — 120 млн евро за десять лет — позволили крупнейшему белорусскому производителю сигарет, Гродненской табачной фабрике «Неман», преодолеть расстояние от предбанкротного состояния до устойчивого попадания в первую двадцатку самых прибыльных ОАО страны. О том, как делают сигареты, как меняется табачный рынок в кризис и почему акцизный вопрос все портит, читайте в репортаже TUT.BY.


От упадка до экспортного рывка

Еще в 2005 году фабрика работала по 2−3 дня в неделю, продукция пылилась на складах. За решение проблемного вопроса взялись жестко. Квоты на импорт урезали в 2 раза (с 3,6 млрд штук до 1,5 млрд), чтобы наладить производство на местных табачных фабриках: гродненской «Неман» и минской «Табак-Инвест». Импортозамещение сработало вовсю: доля импорта сократилась с 18,9% в 2005 году до 1,6% в 2015-м.


Но выработанная государством стратегия и привлечение British American Tobacco, которая наладила на ГТФ контрактное производство сигарет, позволило за несколько лет возродить «Неман». Сейчас фабрика выпускает сигареты как под собственными брендами (46 марок), так и марки иностранных табачных компаний, BAT (29 видов) и Tobacco International Enterprises Limited (14 видов). Еще 5 видов сигарет по заказам Adam Trading из ОАЭ и компании ОАО «Тбилисский табак» делаются только на экспорт.

В 2015 году общая емкость рынка табачных изделий Беларуси выросла примерно на 3%, или 739 млн штук. На внутренний рынок в 2015 году ГТФ «Неман» отгрузила 19,3 млрд сигарет (+4% к 2014 году), в том числе собственных марок — 15,3 млрд (+7%), контрактных марок — 4 млрд шт (минус 7%). При этом долю рынка «Неману» удалось увеличить на 0,6 процентных пункта, до 72,7%.

Непросто складывалась в прошлом году ситуация с экспортом, который сократился на 63,3%, до 3,1 млрд штук (на 27,2 млн долларов) за счет потери рынков Украины и Молдовы. Эксперты поясняют, что в позапрошлом, 2014 году, был резкий прирост экспорта до 8,5 млрд штук. Ключевыми экспортными рынками тогда были зоны беспошлинной торговли и внутренний рынок Приднестровья и Украины. В прошлом году эти рынки в силу объективных причин были потеряны. Для компенсации потери основного канала экспорта ГТФ «Неман» активно работала над выходом на новые рынки, начав поставки в Латвию, Панаму и США (188 млн сигарет на 1,9 млн долларов).


«Результаты работы показывают, что вхождение в новые регионы требует определенного времени, что связано с периодом рассмотрения предложений, отправки образцов, сертификации, согласования упаковки в соответствии с законодательством страны-импортера, а также мощной маркетинговой поддержки, сопровождающей вывод брендов ОАО ГТФ „Неман“ на новые рынки», — отмечают в отделе маркетинга.

Стратегическими направлениями продвижения выбраны рынки стран Ближнего и Среднего Востока, сюда фабрика поставляет не только сигареты собственных марок, но и бренды, производимые индивидуально для заказчика. В 2015 году фабрика выпускала три такие марки (Pirveli, Manchester и INDIAN STRONG).

Также в 2015 году «Неман» активно пытался выйти на внутренний рынок Украины, открыв три склада в Киеве, Львове и Ужгороде. Однако, отмечают на предприятии, дальнейшее вхождение на внутренний украинский рынок ограничена начатой в конце 2015 года «ценовой войной» транснациональных корпораций, чей демпинг делает цены на их бренды в Украине ниже, чем на национальные. При этом в условиях повышения ставки акцизного налога на 40% продукция ГТФ «Неман» на украинском рынке становится практически неконкурентоспособной.

Рост акцизов и девальвация российского рубля делают нецелесообразными и поставки в Россию. Европейские рынки для белорусских табачников также закрыты.

Как это делается

В покупку нового оборудования за 10 лет ГТФ «Неман» вложила 55,5 млн евро, причем компания ВАТ на совместное с белорусами финансирование инвестиционных проектов фабрики выделила более 18,5 млн евро. Сейчас здесь действуют 10 новых сигаретно-упаковочных линий и 3 линии по производству ацетатных фильтров. В настоящее время на предприятии начата масштабная реконструкция табачного цеха, которая обойдется в 15 млн евро.


«На предприятие приходят листья табака, их измельчают, перемешивают с соусами, различными пищевыми вкусовыми добавками и ароматизаторами, смешивают табачные листья десятков сортов, подсушивают и через несколько дней отправляют в производство», — рассказывает начальник сырьевого отдела Людмила Шишлюк.

Табак на фабрику везут с трех континентов — из Америки, Азии и Африки. Среди 20 стран-поставщиков: Бразилия, Колумбия, Китай, Индия, Греция, Болгария, Турция, Танзания, Малайзия, Грузия, Молдова. Средняя цена табака — от 3,5 до 7 долларов за килограмм, а в день ГТФ «Неман» перерабатывает 45 тонн сырья. «Импортозамещение тут невозможно — эта культура требует большого количества солнечных дней», — объясняет начальник сырьевого отдела.


На фабрике выпускают сигареты из нескольких типов смесей (мешек), причем мешка для контрактного производства с BAT поступает в готовом виде — у табачников не принято делиться своими секретами. Над мешкой для собственных брендов работают купажисты, и именно она определяет аромат, вкус и цену готового изделия.

В мешках American Blend используется табак типа Burley и Virginia. «Это классическая мешка, ее используют все мировые производители», — уточняют на фабрике.

Мешка Oriental сегодня менее популярна. Из нее выпускают сигареты типа «Астра» и «Прима», выпуск которых сократился до 0,7 млрд штук в год, хотя когда-то достигал 18 млрд. Но это было еще в те времена, когда хитом являлись папиросы «Беломорканал», которые выпускали на том оборудовании, которое, по легенде, в случае необходимости могло моментально переориентироваться на выпуск патронов.

Поиск поставщиков сырья идет непросто, рассказывают производители. Образец табака тестируется рабочей группой — проверяется количество сахара и никотина. Важный фактор — цена. А затем в процессе дегустации определяется необходимость закупки.

В цеху короб снимается и табак подается на линию ввода. При нас на линии ввода табак сорта Burley, кроме обычных процедур соусирования, измельчения и сушки это сырье ждет еще тостирование, термическая обработка.


Производство Burley составляет 10% от общего мирового производства табака. Его характеризует высокий уровень никотина и высокое впитывание дополнительных ароматов

Начальник сигаретно-папиросного цеха Александр Гайдук рассказывает, что пока мешку перемещают на сигаретное производство в контейнерах, но после модернизации все пойдет по специальным магистралям. Следующий технологический этап — формирование табачного жгута. В машину подается сигаретная бумага, и изготавливается длинная сигарета — сигаретный штранг, который затем разрезают и к основе присоединяют фильтры.


Последнюю линию мощностью 12 тыс. сигарет в минуту установили год назад совместно с ВАТ. Цена линии составляет 8 млн евро. Срок окупаемости — около двух лет

За 2015 год всего произведено 21 882,0 млн штук сигарет (минус 21,3% к 2014 году).

Линии по производству сигарет занимают четыре этажа фабрики.


Сигареты накапливаются в «барабане» — чтобы не теряли своих физических свойств

Контролируют качество выпускаемых сигарет в производственной лаборатории, причем прокуривание требует жесткого соблюдения условий: влажность — 60% плюс-минус 5%, температура — 22 градуса плюс-минус два градуса.

Лаборатория делает испытания по физическим и химическим показателям безопасности. Здесь проверяется содержание смолы, никотина и угарного газа. Немецкая курительная машина Borgwaldt может прокуривать сигареты разного формата, оснащена СО-модулем, который измеряет содержание угарного газа в сигаретах — уже нынешней весной этот показатель станет нормируемым.



До прокуривания двое суток сигарета проводит в климатической камере, в жестких условиях — 60% плюс-минус 3%, приходя в равновесную влажность. В машины вставляется ловушка для дыма с чистым фильтром, собирающим весь влажный конденсат от находящихся в машине 20 сигарет. Фильтр экстрагируется в специальном растворе, и потом начинается процесс газовой хроматографии, позволяющий определить содержание никотина и смолы, которое сравнивается со специально закупаемыми эталонными сигаретами. Фильтр после прокуривания становится коричнево-черным.


— Все это и на легких остается? — интересуемся у специалистов.

— Не с одной сигареты, но с двадцати, конечно, остается. Самое вредное — это смола, — уточняют в лаборатории.

Цены решают все

«Потребление сигарет иностранных брендов в прошлом году упало впервые за несколько лет, и можно ожидать продолжения этой тенденции, так как рост цен на фоне падения доходов вынуждает курильщиков пересматривать свои предпочтения», — рассказывают на предприятии.

На фабрике рассчитывали в 2016 году на внутреннем рынке повторить результат прошлого года, но эти прогнозы оказались под угрозой. Очередной подножкой для финансовых результатов табачников может стать готовящееся решение Минфина о повышении акцизов. По некоторым категориям сигарет рост акциза может составить не 3−27%, а 27−52%. При этом доля акциза в себестоимости уже достигает 54% (в 2013 было 42%) и каждый 1 процент прироста акциза приводит к сокращению продаж на 0,52%. Поэтому беспокоят белорусского производителя и российские предложения по увеличению акцизов.


Сигареты — весьма чувствительный для экспорта и импорта товар

Рост цен может обострить проблему контрабанды, предупреждают на предприятии, и на рынок может хлынуть нелегальный продукт из России и Украины. «Давно забытые у нас „бабушки“ с сигаретами из 90-ых, сейчас вовсю распространены у соседей. Поэтому опасения контрафакта и контрабанды, при таких подходах к увеличению акцизов, существуют и для нашего рынка», — признают специалисты.

Из позитивных тенденций на ГТФ «Неман» отмечают успехи собственной розницы — специализированные киоски «Табак», которые вызывали много дискуссий на первых порах.


Выкладка сигарет в киосках — закрытая

«Сейчас страсти улеглись, — заверяют в отделе маркетинга. — Специализированные киоски интересны только для конкретных потребителей. Остальные, в том числе несовершеннолетние, просто обходят стороной, зная, что там им ничего не нужно». В Беларуси 360 таких киосков, в Гродненской области — больше всего — 160. В Минской области уже действует 5 киосков, в Минске — один. На фабрике развитие сети обещают продолжать, подчеркивая, что местные власти в этом также заинтересованы, ведь это означает создание дополнительных рабочих мест (около 1000, причем в основном для женщин), инвестиции (за период действия этой сети фабрика вложила более 70 млрд рублей), рост налоговых платежей в регионах (например, по Гродненской области за 2015 год перечислено только подоходного налога более 2,4 млрд рублей).


Сырье приходит в коробках по 200 кг прессованных листьев табака


Фабрика формирует треть бюджета Гродненской области



←Белорусские предприятия вязнут в долгах

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика