Семь ловушек госкапитализма Беларуси: помощник президента сигнализирует
На днях в продаже появилась книга о белорусской экономике, первые главы которой написал помощник президента Кирилл Рудый. Книга хороша не только с теоретической, но и с практической точки зрения, поскольку содержит решения многих хронических проблем Беларуси. Вопрос в том, появится ли в стране политическая воля, чтобы реализовать описанные в книге рекомендации.
В книге «Финансовая диета», научным редактором которой выступил Рудый, экономист подробно описывает сложившуюся в Беларуси модель госкапитализма. Под госпитализмом автор понимает экономику, «в которой государство играет основную роль предпринимателя, работодателя, владельца средств производства, распорядителя прибыли».
На уровне конкретных механизмов, говорится в книге, госкопитализм проявляется в командно-административном управлении экономикой.
«Такой подход в первую очередь к государственным организациям выражается в доведении показателей, директивном кредитовании, бюджетной поддержке, административном давлении. Это дает определенный краткосрочный импульс, но в долгосрочном периоде ведет к постепенному снижению инициативы и росту оперативных издержек», — считает помощник президента.
По его мнению, госкапитализм Беларуси в последние годы стал сталкиваться с барьерами, которые сдерживают рост национальной экономики.
Интернет-газета Naviny.by ознакомилась с аргументами на сей счет доктора экономических наук Кирилла Рудого и приводит ниже семь ловушек, которые стали на пути роста белорусского госкапитализма.
Дефицит финансирования экономики
Эмиссионная поддержка экономики, наблюдавшаяся в Беларуси на протяжении многих лет, раскручивала инфляцию, которая, в конечном счете, привела к дорогим кредитам. С другой стороны, констатирует Рудый, в последние годы наблюдался рост госдолга, платежи по которому сегодня ограничивают финансовые возможности бюджета.
«Итак, накапливая эмиссионную инфляцию и внешние займы, государственный капитализм Беларуси попал в ловушку «дефицита финансирования экономики», — констатирует помощник президента.
Поскольку «основным источником дефицита финансирования белорусской экономики являются госфинансы, выходом из данной ловушки видится открытость экономики для иностранных инвестиций и стимулирование частных капиталовложений», считает доктор экономических наук.
Ловушка конфликтующих соседей
Термин для описания второй ловушки Кирилл Рудый нашел в книге известного британского экономиста, профессора Школы государственного управления при Оксфордском университете Пола Коллиера. Данная ловушка заключается в том, что страна, окруженная конфликтующими соседями, сталкивается с долгосрочным замедлением экономики.
Беларусь, похоже, оказалась именно в такой ловушке — Украина и Россия, которые являются ключевыми торговыми партнерами нашей страны, ввязались в серьезный и, похоже, долгосрочный конфликт.
«Возникшие в 2014-2015 гг. проблемы в России и Украине снижают экспортные возможности Беларуси. Это логично подталкивает к переходу на другие рынки, но там белорусский экспорт менее конкурентоспособен», — констатирует Кирилл Рудый.
Выход из упомянутой ловушки для Беларуси помощник президента видит «в привлечении прямых иностранных инвестиций в экспортные предприятия, ориентированные на высококонкурентные и высокотехнологичные рынки».
Ловушка среднего дохода
Парадокс третьей ловушки заключается в том, что повышение заработных плат может не привести к повышению уровня развития страны, выраженного показателем ВВП на душу населения. «В итоге страна попадает в ловушку и постоянно остается на уровне стран со средним доходом», — отмечает Рудый.
Одну из причин возникновения такой ловушки экономист видит в низкой производительности труда в Беларуси. «Важно признать, что производительность труда на белорусских государственных предприятиях ниже, чем у их частных и иностранных конкурентов», — считает Кирилл Рудый.
По его мнению, «разница в производительности труда объясняется не технологиями, которые после модернизации на госпредприятиях схожи с их конкурентами, а различиями в системах управления, например, «ручного» против корпоративного».
Чтобы избежать ловушки «среднего дохода» в Беларуси доктор наук предлагает принять системные меры, которые предполагают реализацию экономических реформ как на макро-, так и на микроуровне.
Ловушка социальных расходов
Высокие социальные расходы на фоне дефицита ресурсов ставят власти перед выбором: финансировать систему социального обеспечения за счет государства, населения или иных источников.
«Государство с учетом ограниченности бюджетных ресурсов разрывается между удовлетворением растущих социальных потребностей населения и решением экономических вопросов. В итоге государство, как правило, выбирает финансирование социальной сферы и застревает в низких темпах экономического роста», — предупреждает Кирилл Рудый.
Выход из этой ловушки помощник президента видит в реформе социального обеспечения, а именно в переходе от всеобщей к точечной, адресной социальной поддержке. Важным источником финансирования социальных расходов может стать и бизнес, считает Рудый.
«Например, строительство частными компаниями в районе своей застройки жилых кварталов дошкольных учреждений с передачей местным властям также является бизнес-моделью, направленной на повышение привлекательности продаваемых квартир», — отмечает экономист.
Ловушка управления изменениями
Пятая ловушка звучит как суровый диагноз, свидетельствующий фактически о том, что существующий в стране механизм управления экономикой быстро устаревает.
Помощник президента пишет о том, что перемены в национальной и мировой экономике опережают изменения в системе госуправления Беларуси, что подталкивает госкапитализм к ловушке управления изменениями.
«Этот термин характеризует ситуацию, когда управленческий аппарат все меньше влияет на подчиненную систему, а постоянно усложняющаяся и меняющаяся система начинает выходить из-под управления и функционировать самостоятельно», — поясняет Рудый.
На примере госсектора доктор экономических наук показывает, что «ручное» государственное управление даже с учетом модернизации технологий не позволяет многим белорусским госпредприятиям конкурировать с компаниями со схожими технологиями, но с другой системой управления.
«Административный ресурс в белорусских госпредприятиях нацелен на соблюдение процедур и правил, выполнение доведенных поручений и заданий порой в ущерб прибыли, что искажает стимулы, сковывает инициативу и сдерживает рост производительности труда», — считает Кирилл Рудый.
Решение этой проблемы помощник президента видит в децентрализации системы госрегулирования экономикой и переходе на систему управления корпоративным сектором, ориентированную на результат, а не на выполнение доведенных показателей.
Ловушка ресурсного проклятия
Об этой ловушке говорят многие белорусские экономисты и особенно часто сегодня, когда цены на сырьевые товары резко упали, и вслед за этим упал и ВВП Беларуси, и курс национальной валюты.
«Постсоветская структура белорусской экономики с высокой долей сырьевого нефтехимического и калийного сектора, а также тесная связь с российской сырьевой экономикой создает предпосылки для ловушки «ресурсного проклятия», — считает Рудый.
Это ловушка возникает, поясняет он, когда экономика и в том числе экспорт основаны на льготном доступе к сырьевым ресурсам, что ставит в зависимость от внешних факторов и ведет к затуханию несырьевых отраслей.
«Проблема выхода из ловушки «ресурсного проклятия» возвращает к дискуссии о необходимости институциональных преобразований», — пишет Рудый, намекая на структурные реформы в экономике.
Ловушка долгосрочной стагнации
Последняя, седьмая, ловушка, обобщает все вышеупомянутые. Помощник президента приходит к выводу, что ловушки госкапитализма угрожают экономическому развитию страны.
«Рассмотренные выше ловушки госкапитализма Беларуси в совокупности представляют опасность как среднесрочного замедления экономического роста, так и попадания в ловушку «долгосрочной стагнации» — долгосрочного торможения и отставания в экономическом развитии», — сигнализирует Кирилл Рудый.
По оценкам экономиста, для ускорения сближения с развитыми странами Беларуси необходимо расти в среднем на 7% в год. Чтобы остаться в группе развивающихся стран, рост ВВП должен составлять около 5%. Меньшие темпы экономического роста заводят Беларусь в ловушку «долгосрочной стагнации».
«Она ведет к долгосрочному отставанию экономики Беларуси как от развитых, так и от развивающихся (в том числе соседних) стран», — предупреждает Кирилл Рудый.
Чтобы избежать данной ловушки, необходима экономическая трансформация госкапитализма, считает помощник президента.
Политическая воля: появится или нет
Расчеты других белорусских экономистов, которые выступили соавторами вышедшей книги «Финансовая диета», подтверждают, что упомянутые выше риски реальны.
Так, по оценкам экспертов Исследовательского центра ИПМ, при неизменности внутренних и внешних условий страна может погрузиться в долгосрочную стагнацию.
«Согласно нашим оценкам, которые мы делали в конце 2015 года, темп роста долгосрочного тренда ВВП Беларуси находится ниже нуля. Это означает, что при отсутствии изменений во внутренней и внешней среде предпосылки для роста белорусской экономики отсутствуют», — пояснил БелаПАН директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Причины, по которым, страна в последние годы оказалась в стагнации, белорусские экономисты видят в том, что в результате проводимой политики отдача от государственных инвестиций существенно снизилась.
«Ресурсы направлялись не в наиболее эффективные сектора экономики, а в проекты, определяемые директивно государством. Такая практика привела к снижению отдачи инвестиций и к замедлению темпов экономического роста», — констатирует экономист Глеб Шиманович.
Кстати, в книге «Финансовая диета» приводятся на сей счет любопытные данные: если в 2006 году увеличение инвестиций на 1 рубль давало 0,39 рубля, то в 2007-м этот показатель сократился до 0,32, в 2011-м — до 0,15, а в 2012-2014 гг. отдача на рубль инвестиций составляла только 3-5 копеек.
Понятно, что при такой эффективности инвестиций в рамках госкапитализма вряд ли можно рассчитывать на серьезный экономический рост, позволяющий стране сближаться с развитыми странами.
Авторы «Финансовой диеты» в этой связи рекомендуют коренным образом пересмотреть модель распределения финансовых ресурсов и направлять их в эффективные проекты, а не директивно распределять, спасая умирающие госпредприятия.
Существует ли в стране политическая воля, чтобы пройти курс «финансовой диеты»?
Последнее совещание по экономическим вопросам с участием президента, состоявшееся в январе, наводит на мысль, что пока такой политической воли нет. Глава государства в очередной раз заявил, что категорически против смены экономического курса и призвал правительство управлять экономикой как и последние 20 лет — в «ручном» режиме.
Однако, считают белорусские экономисты, сложная экономическая ситуация в стране будет повышать потребность официального Минска в новых заимствованиях, а без согласия на реформы получить деньги вряд ли получится.
К слову, пока ни Международный валютный фонд, ни Евразийский фонд стабилизации и развития, у которых официальный Минск запросил в 2015 году новые кредиты, не выделили Беларуси ни цента.
«Программа с МВФ будет вынуждать соглашаться на определенные реформы. Экономические условия сегодня существенно ухудшились по сравнению даже с четвертым кварталом 2015 года. В этой ситуации деньги кредиторов стали важнее и нужнее, поэтому не исключено, что обязательства перед кредиторами станут толчком для проведения экономических реформ в Беларуси», — подытожил Чубрик.
Дмитрий ЗАЯЦ