Что выиграет Беларусь от торговых войн России и Украины
С начала этого года начали действовать новые правила торговли между Украиной и Европейским союзом, а также между Украиной и Россией. Чем рискует и что выиграет от этого Беларусь?
Ограничения в отношении украинского продовольствия российские власти обосновали тем,
что Украина присоединилась к европейским санкциям в отношении РФ. Фото: PHL
Взаимные ограничения
С 1 января 2016 года вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Документ предполагает обоюдную отмену таможенных пошлин на товары. К примеру, по данным Министерства экономического развития и торговли Украины, с начала этого года на 70% европейских товаров вводится нулевая ставка. Для остальных товаров будет действовать переходный период.
Опасаясь транзита беспошлинных европейских товаров в Россию, Владимир Путин принял решение приостановить действие договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины. Согласно документу, с 1 января 2016 года Россия установила средневзвешенные пошлины на украинские товары в размере 6%.
Кроме того, с начала года Россия запретила ввоз украинского продовольствия, как это было сделано в 2014 году в отношении европейских продуктов питания. Ограничительные меры российские власти обосновали тем, что Украина присоединилась к европейским санкциям в отношении России. В свою очередь Украина запретила поставки российских товаров, в том числе пива, водки, сигарет, шоколадных конфет, мяса. Санкции будут действовать с 10 января до 5 августа 2016 года.
Взаимные ограничительные меры могут привести к снижению товарооборота между двумя странами. А как это повлияет на Беларусь?
Наплыв европейских товаров
Белорусские власти опасаются, что соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС может привести к наплыву европейских товаров на рынок Евразийского экономического союза в целом и на белорусский в частности. В этой связи на совещании с руководителями силовых ведомств 16 декабря 2015 года Александр Лукашенко потребовал укрепить южную границу.
«Я хочу вас просто предупредить: с 1 января начинает действовать соглашение Украины с ЕС. Естественно, это соглашение напрягает не только Россию», — сказал глава Беларуси. По его словам, соглашение приведет к определенным рискам, «поэтому все, что мы делали по укреплению южных рубежей нашей страны в плане безопасности и экономики, оказалось сегодня востребованным».
Попадут европейские товары на белорусский рынок или нет, зависит лишь от исполнительской дисциплины. Так считает председатель Ассоциации таможенных представителей Андрей Гайшун: «У нас есть граница с Украиной. Она абсолютно контролируемая, поэтому вопрос только в исполнительской дисциплине. Не более того».
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц полагает, что наплыв европейских товаров из Украины в Беларусь и далее в Россию можно предотвратить. Для этого следует использовать систему электронного декларирования, которая действует между Россией и Беларусью. «Если бы была система электронного декларирования между Беларусью и Украиной, Украиной и Россией, то вопрос можно было бы урегулировать по принципу страны происхождения», — отмечает экономист.
Однако, по его словам, даже если урегулировать этот вопрос, товары могут проникать на рынки по цепочке добавленной стоимости. Например, украинские производители закупят в Европе дешевые комплектующие и из них создадут новый товар, страной происхождения которого будет уже Украина. В дальнейшем этот товар может попасть на рынки стран ЕАЭС.
Сейчас в Беларуси действует рабочая группа, которая в течение первого квартала будет тщательно отслеживать ситуацию с наплывом европейских товаров и оценивать возможные риски и ответные действия.
Оголившиеся ниши и совместные предприятия
С другой стороны, взаимные санкции между Украиной и Россией могут принести Беларуси дополнительные выгоды. Во-первых, на рынках соседних стран появляются ниши для поставок наших товаров.
«Если российские коллеги вводят ограничительные меры относительно украинских товаров, естественно, для нашего бизнеса больше шансов работать на российском рынке в виде товаров и услуг. Если не терять время и понять, какая доля рынка в некоторых сегментах принадлежала украинским производителям, то у нас перед ними однозначно будут конкурентные преимущества. По крайней мере, экономические», — полагает Андрей Гайшун.
Основу российского импорта из Украины в 2014 году составляли машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
«Наиболее существенные позиции приходятся на тяжелое машиностроение. У нас его нет. Мы можем заполнить нишу только продуктов питания», — отмечает Георгий Гриц.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия не раз заявляло, что готово восполнить нишу, образовавшуюся на российском рынке после ввода продовольственного эмбарго на украинские товары. «Если на российском рынке возникнет дефицит продуктов и необходимость в замещении украинских товаров белорусскими, мы это с удовольствием сделаем. Беларусь восполнит образовавшуюся брешь», — говорил Naviny.by начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.
Во-вторых, Беларусь может создавать с Украиной совместные предприятия для поставок продукции на рынки соседних стран.
«При обнулении пошлин между Украиной и Европой, создание СП в Украине — нормальный выход. При выходе на рынки ЕЭАС — это создание СП на территории Беларуси», — считает Георгий Гриц.
В качестве примера экономист приводит Оршанский авиаремонтный завод. На его базе совместно с украинской компаний «Мотор Січ» создано совместное предприятие, и там сейчас «ремонтируют и российские, и украинские вертолеты».
Александр ЯРОШЕВИЧ