Рейтинг торговых сетей Беларуси по наиболее доступным ценам возглавил «Евроопт»
Ученые Института экономики Национальной академии наук Беларуси провели в первой декаде декабря исследование, которое позволило определить отечественную торговую сеть гипермаркетов с наиболее доступной стоимостью товаров. Оказалось, что самые низкие цены — в гипермаркетах «Евроопт».
Как сообщил БЕЛТА ученый секретарь Института экономики, кандидат экономических наук Петр Пекутько, средняя цена товаров в гипермаркетах торговой сети «Евроопт» на 16,5-20,8% ниже, чем в гипермаркетах других сетей.
Исследование охватывало все шесть существующих сетей гипермаркетов, которые управляют двумя и более гипермаркетами в Минске.
Мониторинг стоимости товаров проводился по 5200 позициям, которые, согласно критериям исследовательской компании Нильсен и других источников, имеют наивысший рейтинг потребительского спроса и составляют от 80% до 90% товарооборота гипермаркетов.
По словам представителя Института экономики, хотя цены в крупнейших торговых сетях страны в этом году выросли, тем не менее их рост оказался заметно ниже индекса девальвации национальной валюты. Эта тенденция проявилась во всех сферах белорусской экономики. Если за 11 месяцев 2015 года белорусский рубль ослаб к корзине валют более чем на 30%, то индекс инфляции за тот же период составил 10,7%, что существенно ниже, чем в 2014 году. Прежде обычно именно розничная торговля быстрее всех реагировала на изменение стоимости валютной корзины. Продавцы закладывали в завышенные цены ожидаемые риски от курсовых потерь. В 2015 году подобного не произошло.
Одной из причин этого стало развитие торговых сетей в стране. Возросла конкуренция между ними, вследствие чего сети стали более полно учитывать изменения потребительского спроса, считает Пекутько. Например, сокращение потребления населением дорогостоящих товаров из так называемого премиального сектора вынудил предприятия торговли искать поставщиков качественной, но более дешевой продукции. В противном случае они могли потерять покупателя. «Можно сказать, что крупные торговые сети в определенной степени способствуют снижению инфляции в Беларуси. При этом «Евроопт» предлагает товары по ценам в среднем на 16,5-20,8% ниже, чем у конкурентов, в то время как разброс уровня цен у других участников исследования не превысил 5%. Таким образом, можно сделать вывод, что торговая сеть «Евроопт», предлагая наиболее доступные цены, способствовала сдерживанию роста цен на розничном рынке Беларуси», — резюмировал Петр Пекутько.