Миноритарные участники белорусских компаний оказались под долговым ударом
В Беларуси начали активно привлекать к субсидиарной ответственности миноритарных участников обанкротившихся субъектов хозяйствования. При этом налоговая взыскивает даже долги фирм, которые были ликвидированы несколько лет назад.
Как рассказал во время бизнес-завтрака в клубе IMAGURU управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Александр Степановский, по ст. 67 Закона «О банкротстве» антикризисный управляющий обязан подать в суд иск о субсидиарной ответственности учредителей, директора и других руководителей, которые имели право давать обязательные указания, приведшие к банкротству.
«За 2014 и 2015 годы, особенно за 2015 год количество лиц, которые были привлечены к субсидиарной ответственности выросло в разы», — заявил эксперт. По его словам, это произошло по двум основным причинам.
Первая — ранее управляющие могли не подавать такие иски, а сегодня, согласно ст. 67 Закона «О банкротстве», они обязаны это сделать.
Вторая причина заключается в том, что к субсидиарной ответственности стали привлекать даже бывших учредителей компаний, а также миноритарных участников, которые ввиду незначительности своей доли вообще не имеют возможности влиять на принятие каких-либо решений по управлению бизнесом. Между тем, сейчас позиция судов стала довольно жесткой и в отношении таких участников хозяйствующих субъектов.
«Статья 17 Закона „О банкротстве“ — она „прекрасна“. Даже если ты миноритарий, закон требует, чтобы ты принял все необходимые и доступные тебе меры, направленные на то, чтобы предприятие не стало банкротом. Тут два важных момента: доступные и своевременные меры», — рассказал Александр Степановский.
Как пояснил эксперт, сегодня для суда очень важно, чтобы все участники общества принимали участие в жизни компании. Поэтому даже если миноритарий и не имеет реальной возможности влиять на принятие ключевых решений, он тем не менее по закону имеет право получать финансовые документы, отслеживать финансовое состояние предприятия и при необходимости — созвать собрания участников, на котором поставить все необходимые вопросы. Если миноритарный участник не интересовался деятельностью предприятия, не принимал все необходимые и доступные ему меры для его спасения, значит, судом такой акционер может быть привлечен к субсидиарной ответственности и отвечать по долгам обанкротившейся компании. Позиция судов тут в последнее время стала достаточно принципиальной, отметил Александр Степановский. Эта ответственность участников, конечно, солидарная, но, тем не менее, достаточно неприятная.
Как отметил эксперт, даже если антикризисный управляющий не подаст иск в отношении миноритарных участников, или подаст только в отношении тех, кто реально имел возможность влиять на принятие решений, это все равно ничего не меняет. Во-первых, поскольку ответственность солидарная, мажоритарный акционер, который погасил долги, имеет возможность подать такой иск к миноритарию. Во-вторых, такое право в течение десяти лет имеют и все кредиторы.
«Очень часто предприятие ликвидируется с налоговой задолженностью. Налоговая дает обоснование, что взыскать долги нет возможности и предприятие ликвидируется. В текущем году мы столкнулись с тем, что налоговая потом спустя несколько лет после ликвидации такого предприятия обращается в суд на взыскание по этим долгам. С точки зрения бизнес-логики — я ее тут вообще не вижу, поскольку здесь нет тогда никакого предпринимательского риска. С другой стороны, Закон предоставляет такое право, и налоговая сейчас активно этим пользуется, — пояснил Александр Степановский. — При этом в суде, даже если ты миноритарий, ты обязан доказать, что ты не верблюд и принял все необходимые меры, чтобы не допустить банкротства».
«К нам очень часто сейчас приходят люди, которые говорят, что вот когда-то в 90-х годах выступили учредителями по просьбе брата или свата, а потом забыли про это. А сейчас — бац! — банку должны кучу денег, и их привлекают к субсидиарной ответственности. Как так? А вот так! Банки сейчас тут никому спуску не дают — они в этом плане самые злые кредиторы, даже злее налоговой. Все уголовные дела по долгам, которые я знаю, они все были возбуждены по инициативе банков в первую очередь. Они крайне негативно относятся к должникам и их учредителям. Поэтому если вы даже миноритарный акционер, принимайте участие в деятельности, ходите на собрания, поднимайте руку, берите протоколы, запрашивайте финансовые документы. Пусть они у вас хранятся даже после ликвидации предприятия», — посоветовал Александр Степановский.