Кредиты vs. реформы: Беларусь на распутье
Белорусским властям очень нужны деньги. Взять их, кроме как из кредитов, неоткуда. И все складывается вполне неплохо: кредиторы готовы дать несколько миллиардов. В замен просят всего ничего: провести реформы.
Вот тут и начинается самое интересное. Реформы - это почти ругательное слово для экономических властей страны. Под ним что только ни подразумевается: и распродажа госсобственности, и попытка сменить власть, и настроить против нее народ. При этом чиновники держаться за устаревшую систему, накачивают нерентабельные предприятия деньгами и, кажется, уже сами не знают, как им быть дальше. Все это длится не один год подряд, на протяжении которых международные институты всячески советуют Беларуси менять подход к делу и начать проводить структурные реформы.
Однако проводить реформы Минск не хочет. Даже находят в крайне затруднительном положении, экономические власти ищут выходы, когда можно было бы и деньги получить, и отделаться малой кровью в плане нововведений. Действительно, большинство из них могут оказаться не совсем популярными и уронят рейтинг власти в глазах населения. В частности, речь идет о повышении пенсионного возраста и тарифов на ЖКУ. Эти вопросы, а также приватизация и некоторые другие моменты, чаще всего советуются белорусским властям для стабилизации экономической ситуации. Вот и последняя миссия МВФ намекнула: без реформ денег не будет. Однако фонд не выдвигает категорических требований, он скорее дает рекомендации и готов помогать Беларуси верстать новую экономическую политику, чтобы сделать экономику страны механизмом, работающим без постоянной кредитной подпитки.
МВФ хочет помочь, но нам это не надо
Миссии МВФ посещают с визитами все страны-члены фонда ежегодно, так прописано в четвертой статье соглашения фонда. Эксперты знакомятся с документами, отчетами, статистикой, проводят консультации и дают властям рекомендации уже по возвращении в США, публикуя свой доклад. К Беларуси внимание чуть более пристальное только лишь по причине возможного выделения ей нового кредита - у нас миссия была в марте и ноябре этого года.
Беларусь готовилась к переговорам с МВФ в течение всего года. В мае фонд опубликовал страновой доклад по Беларуси по итгам работы миссии. МВФ отмечал, что экономика Беларуси весьма уязвима, зависима от России и ситуации в ней, а значит, экономика по итогам года у нас не вырастет. Падение ВВП прогнозировалось тогда на уровне чуть более двух процентов, что, как оказалось, было весьма благоприятным прогнозом. Среди рекомендаций экспертов фонда значилось: решительная переориентация экономической политики, снижение роста целевого кредитования, сдерживание роста зарплат, проведение структурных реформ.
Официальные органы настоятельно призвали «принять и решительно реализовать смелую программу реформ с хорошо спланированной последовательностью действий, которая включает либерализацию цен, меры для вывода тарифов на услуги предприятий коммунального хозяйства и транспорта на уровень полного возмещения затрат, шаги, направленные на поэтапную отмену обязательных целевых показателей для предприятий, и приватизацию в секторе предприятий и банковском секторе. Признав низкий уровень бедности и неравенства доходов в Беларуси, директора подчеркнули, что для защиты наиболее уязвимых слоев необходимо усилить системы социальной защиты, включая страхование от безработицы», - говорилось в докладе. Там же значилось, что любая будущая договоренность между фондом и Беларусью предполагает согласие последней с реализацией комплексного пакета глубоких структурных реформ.
Таким образом, напрямую про пенсионный возраст МВФ не говорит, хотя и намекает на то, что самые уязвимые слои населения нуждаются в дополнительных гарантиях. Вопрос введения страхования от безработицы, к слову, начали обсуждать и у нас. Однако ввведут его еще не скоро.
Пенсионный возраст: повышение надо Беларуси, а не МВФ
Кстати, Беларусь рассчитывает не только на кредит от МВФ, хотя он и является максимально привлекательным по условиям - вопрос о его выделили не решен. А во вопрос с выделением кредита от России, а точнее, от ЕАБР, де-факто решен в пользу Беларуси. Несмотря на то, что Беларусь сорвала договоренности по стабилизационный программе, которая шла от АКФ ЕврАзЭС с 2011 года, Россия готова дать братской республике еще один шанс. Правда, в очередной раз требуя от нас проведение реформ, в частности, в сфере ЖКХ и транспорте, которые необходимо вывести на самоокупаемость. С этими требованиями Беларусь была вынуждена согласиться, а на самоокупаемость тарифы должны выйти уже через год, в 2017.
Таким образом, вопрос пенсионного возраста - это скорее больной вопрос для Беларуси, нежели для международных институтов, которые, отчего-то пытаются выставить в черном цвете перед населением.
В своем последнем выступлении, на котором и обсуждался вопрос выделения Беларуси кредита от МВФ, Александр Лукашенко сделал особый упор на то, что Беларусь будет принимать решения по реформированию самостоятельно, а не в угоду кому бы то ни было. Вопрос пенсионного возраста Лукашенко и вовсе пообещал решать только после того, как посоветуется с народом. Действительно, проведи сегодня Беларусь референдум по данному вопросу, каким бы был его результат? Очевидно, что не привыкшие к переменам граждане могли бы решить все совсем не так, как советует МВФ. А если их предварительно «обработают» СМИ в традиционной белорусской манере, то данный вопрос и вовсе будет отодвинут на пятый план. И перед МВФ будет лежать результат вполне демократического решения, приятного всей нацией через референдум. Однако это лишь фантазии. Последний референдум прошел в стране очень давно, и вряд ли к этой практике решат вернуться, а алгоритм, по которому Администрация президента намерена советоваться с народом, пока не озвучен.
Эксперт: в нынешней экономической модели повышение пенсионного возраста необходимо
В Беларуси один из самых низких в Европе пенсионных возрастов. Женщины уходят на пенсию в 55, мужчины в 60. В таком же возрасте уходят на пенсию в соседней России, и еще пару лет назад уходили в Украине. Однако там в 2011 году началась пенсионная реформа, изменившая подход к пенсионному возрасту для женщин. В Беларуси женщины также живут дольше мужчин, поэтому поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с женщин - одна из наиболее привлекательных моделей и для нас.
Стоит отметить, что пенсионные реформы начались в европейских странах в период с 2011 по 2014 год, когда изменения в законодательстве произошли в Великобритании, Польше, Литве, Германии (здесь реформа прошла раньше, но законодательство совершенствуется постоянно), Франции и других странах. Пенсионным возрастом и выплатами в Европе озабочены постоянно, ведь население большинства стран стремительно стареет, а это значит, что стабилизационные меры на будущее надо разрабатывать уже сейчас.
Белорусское население также стремительно стареет: процент работающих стремительно падает к проценту тех, кто получает пенсию. Это значит, что время повышать пенсионный возраст назрело давно.
Как отметил экономический эксперт Леонид Злотников, при нынешней экономической модели пенсионный возраст надо повышать.
«У власти очень трудная ситуация. Соцзащита, страхование, пенсионный фонд – сейчас для них большая проблема. Людей, которые работают, становится все меньше. В стране на одного неработающего пенсионера приходится меньше двух человек. Таким образом, если правительство не пойдет на повышение пенсионного возраста, ему неоткуда будет брать деньги на пенсионный фонд. Белорусская экономическая модель оказалась неэффективной, государство становится все больше несоциальным, нужно переходить на рыночную модель, чтобы оно стало создавать больше доходов. С другой стороны, хорошо сотрудникам, сидя в МВФ, требовать, чтобы мы повысили пенсионный возраст. У них люди живут на 10 лет дольше, чем у нас. В США действует пенсионная система, при которой сам человек решает, уходить ему на отдых или нет. Естественно, если уходишь раньше, то пенсия будет меньше, и наоборот. Что касается кредита МВФ, то сегодня они на Беларусь смотрят строже и требуют соблюдения реформ и здесь важно, чтобы сам президент Лукашенко сказал о реформах и пообещал их проведение», - отметил эксперт.
Куда более резко о новом кредите отзывается экономист и политолог Леонид Заико. Он уверен, что деньги кредиторов сегодня нужны непрофессиональному правительству.
«У страны 40 млрд долларов долгов, 4 надо отдавать в этом году. Власти хотят взять в долг еще три, чтобы опять отдать их кредиторам. Белорусам это ни к чему», - уверен эксперт. Что касается пенсионного возраста, то он, по мнению Л.Заико, нужен «знатным пенсионерам для отсидки в креслах».
Что касается вопроса выделения Беларуси кредита, то Леонид Заик полагает: кредит МВФ Беларуси даст, но по политическим причинам - чтобы потрепать нервы России.