Россия хочет перекрыть кислород автоэкспортерам из СЭЗ. В первую очередь - белорусским
Россия и Казахстан предложили отменить исключительные экспортные льготы для зарубежных автоконцернов, которые ведут сборку в свободных экономических зонах в странах Евразийского экономического союза, пишет «Коммерсант». Как отмечает издание, на сборочные производства в СЭЗ не распространяется требование высокой локализации производства (30%, а с июля 2018 года — 50%), то есть фактически речь может идти об отверточной сборке. Главным противником этой инициативы источники «Коммерсанта» называют Беларусь.
Автозаводы, работающие в СЭЗ России, Казахстан, Беларуси Киргизии и Армении могут лишиться права беспошлинного экспорта по территории союза, сообщили в Евразийской экономической комиссии. Для машин, не соответствующих условиям локализации, проект документа, разработанный ЕЭК, предусматривает экспортные квоты, размер которых будут определять государства.
Ожидается, что проект решения рассмотрят на заседании совета ЕЭК на уровне вице-премьеров 2 декабря, при согласовании вопрос будет вынесен на высший совет ЕАЭС в конце декабря.
Источник «Коммерсанта» отмечает, что самая большая проблема для российского рынка — экспорт из Беларуси. Белорусско-китайское СП «БелДжи» собирает Geely с 2013 года, до 2014-го включительно выпущено 10 тыс. машин, из которых 7 тыс. пошли на экспорт. В этом году экспорт составил около 2 тысяч машин. У «БелДжи» нет необходимой локализации, хотя компания заявляла о планах довести локализацию до 30% до 1 января 2017 года и 50% - к июлю 2018 года. Эксперты отмечают, что поставки невелики, но на фоне падающего спроса и могут быть чувствительны для местных производителей.
Также в Беларуси с 2014 года «Юнисон» собирает Peugeot и Citroen, за январь-сентябрь в стране продано около 50 Citroen и 300 Peugeot местной сборки. В PSA Peugeot Citroen сообщили, что выпускаемая в Беларуси продукция реализуется на внутреннем рынке. Кроме того, в июле General Motors подписала соглашение с «Юнисоном» об SKD-сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для рынка РФ.
Директор «Юнисон» Дмитрий Егоров отмечает, что мощности завода позволяют производить до 20 тысяч автомобилей в год. «Таким образом, он может удовлетворить спрос не только белорусских покупателей, но и поставлять автомобили в другие страны, в частности, в Россию. В перспективе мы рассматриваем возможность локализации производства автомобилей, чтобы в дальнейшем заниматься уже не только сборкой, но сваркой и покраской», — заметил Дмитрий Егоров.
Россия от этих планов не в восторге.