Кирилл Рудый о реформах в экономике
Чем ближе инаугурация переизбранного президента и Всебелорусское народное собрание, тем чаще высокопоставленные чиновники, определяющие ход развития страны, заявляют о необходимости экономических реформ. Теперь о них много и конкретно говорит помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый.
Кирилл Рудый – чиновник влиятельный, но достаточно непубличный. Тем большей неожиданностью стал его подробный рассказ о том, как будут проходить экономические преобразования в ближайшую президентскую пятилетку и от каких практик государственного управления планируется отказаться. Пройдемся по основным его тезисам, с цитатами.
- Нам предстоят структурные реформы с уходом от модели «ручного управления» экономикой и его заменой на институциональное.
«Структурные экономические реформы означают смену экономической стратегии. Но это невозможно без отмены ручного управления, которое притупляет необходимость реформ. Действующая модель дает возможность вручную решать проблемы, скрывать стратегические ошибки, не позволяет делать объективные выводы и, соответственно, проводить реформы. Но сейчас экономика очень изменилась. Раньше ручная модель охватывала все сферы деятельности. Теперь половина экономики частная, есть иностранные предприятия. Часть экономики выходит из-под ручного управления. Поэтому, кроме как институциональных преобразований (разделение ветвей власти, повышение конкуренции, защита прав собственности и так далее), другого выхода нет».
- Все реформы будут проводиться постепенно.
«Создание институтов – это длительные процесс, связанный с созреванием общества. Необходимо будет даже волевым способом создавать конкуренцию, может быть, в противовес действующим игрокам. А то приходят ко мне бизнесмены и говорят, ну вы же рыночник, давайте по-рыночному действовать. А я отвечаю: как так, вы один на рынке, вы не рыночник, а монополист».
- Директивного доведения показателей больше не будет.
«За семь лет ни один план по ВВП не исполнился. Речь идет не только о центральных органах власти, но и местных. Из семи регионов этот показатель выполнили только три – Витебская, Гродненская и Минская области».
- Не будет и закрепления должностных лиц за предприятиями ради снижения складских запасов.
«За восемь месяцев 2015 года в структуре Минпрома уровень запасов к среднемесячному объему выпуска не сократился, а увеличился с 188% до 201%».
- Финансы государства и финансы госпредприятий будут разделены. Предстоит провести границу для вмешательства государства в финансы госпредприятий. «Нацбезопасность, социальная сфера и естественные монополии – три направления, которые можно отнести к финансам государства. Все, что остается за пределами этих направлений, можно отправить в режим свободного плавания. Это означает, что бюджет не будет давать деньги госпредприятиям, а будет получать кроме налогов еще и дивиденды с госсобственности, как частные компании платят своим собственникам».
- Многие госпредприятия без поддержки бюджета окажутся нежизнеспособными. Их придется санировать, приватизировать или вообще ликвидировать.
«Где увидим, что сами не охватим, возможно, придется пойти на приватизацию».
Примечательный момент: в воскресенье в передачах по итогам недели белорусские телеканалы старательно цитировали Кирилла Рудого. Но при этом обязательно оговаривались – да, реформы, но с обязательным сохранением ключевой роли государства в экономике. То есть можно предположить, что на Всебелорусском народном собрании мы услышим риторику, которая в переводе на язык Карла Маркса звучала бы так: «переход от модели законсервированного социализма к модели государственного капитализма».
«Предложения помощника президента предполагают, скорее всего, начало масштабной распродажи госпредприятий. У государства нет средств, чтобы продолжать старую экономическую политику раздачи бюджетных средств, – говорит политолог Сергей Марцелев. – Следствием может быть дальнейший рост безработицы и снижение реальных доходов населения. При себе государство собирается оставить ВПК, “Беларуськалий” и социалку. И, разумеется, немногие рентабельные заводы. Можно предполагать усиление личной ответственности чиновников на местах, у которых добавится как обязанностей, так и соблазнов».