Иностранцы в Беларуси - желанные квартиранты? История "убийства" одной квартиры
"Из 9 квартирантов, которые снимали у нас жильё, только двое не доставляли хлопот, – рассказывает наш читатель. – Аккуратные, чистоплотные, платили вовремя и заранее предупреждали об отъезде, внося деньги вперед. Остальные были проблемными. Либо это выражалось в несвоевременной оплате, либо в конфликтах с соседями, либо в порче имущества. Но столько проблем, сколько доставил нам последний квартиросъемщик, еще не доставлял никто.
Я заселил Максима по рекомендации предыдущего квартиранта. В мае этого года Максим въехал вместе с женой и дочерью, однако дело шло к разводу. Арендная ставка была невысокая – $250 в месяц за квартиру на Рафиева с аккуратной отделкой, мебелью и бытовой техникой. Через 3 месяца в случае своевременной оплаты я обещал снизить ставку. Но каждую оплату приходилось выжимать с боем. Так продолжалось до июля. В июле я четко обозначил Максиму: "Платишь вовремя – живи, не платишь – давай, до свидания!"
Он слезно пообещал, что впредь будет вносить оплату вовремя, однако 10 августа, в день следующего расчета, его не было в городе. Приехав, он попросил подождать неделю. До сентября я окончательно потерял с ним связь, подумал, что пора бы наведаться в квартиру и посмотреть, что там происходит, но промедлил с этим решением.
В середине сентября нам позвонила Кристина, бывшая жена квартиранта (они на тот момент уже развелись), и рассказала, что Максим скрылся в неизвестном направлении и велел самостоятельно разобраться с хозяевами по оплате жилья. Денег, естественно, не оставил – сказал, что всё оплачено. Кристина предполагает, что он сбежал в Россию, откуда родом. Где его теперь искать – никто не знает, у нас договор на руках, но в милицию обращаться бесполезно: вряд ли делом займется международный розыск.
Перед тем, как нам позвонить, Кристина зашла в квартиру и ужаснулась. Аккуратное жильё за несколько месяцев ее отсутствия превратилось в настоящий притон: вещи были разбросаны, сантехника и плита загажены, квартира завалена хламом, будто бы принесенным со свалки. Запах был ужасающий.
Бывшая жена нашего квартиранта оказалась совестливой: "Квартиру в таком виде я вам отдать не могу, – сказала она. – Я там хоть что-нибудь уберу". Прежде чем она взялась за уборку, мы сфотографировали обстановку, которую оставил после себя дорогой жилец.
После этого я расторгнул договор о сдаче квартиры в одностороннем порядке.
Столько негатива льется на арендодателей: "Они такие жмоты, такие педанты, устраивают кастинг среди квартиросъемщиков". А у нас была аккуратная квартира с мебелью и техникой, арендная плата – $250 в месяц, жильцов мы не беспокоили, с визитами не наведывались, раз в месяц встречались на нейтральной территории, чтобы забрать деньги. Мы к ним со всей душой, а они к нам – пятой точкой".
Риэлтер: Иностранцы в Беларуси – желанные квартиранты
"Славянская семья", прописанная в объявлении о сдаче квартиры, уже давно стала притчей во языцех. Но история, рассказанная нашим читателем, показывает, что причина такой осторожности не только в ксенофобских настроениях: иностранец может удрать, не заплатив, и едва ли за его поимку возьмется Интерпол.
Заместитель директора по аренде жилья группы компаний "Твоя Столица" Наталья Раденя считает, что такие опасения напрасны.
– Конечно, в народе все еще живы некоторые предрассудки. Но большинство квартиросдатчиков расположены к иностранцам, берут их без вопросов и сомнений. У иностранца есть веские причины дорожить своими отношениями с хозяином квартиры. Ему необходимо иметь регистрацию по месту пребывания, которая оформляется только на основании договора найма. Если квартиросдатчик прерывает отношения с иностранным гражданином, то последний теряет свою регистрацию. В случае возникновения конфликтных ситуаций иностранца могут депортировать из страны. Практика показывает, что иностранные граждане – более добросовестные квартиранты, нежели наши соотечественники: все оплачивают вовремя, стараются поддерживать чистоту и порядок в квартире.
Существуют предосторожности, которые уберегут квартиросдатчиков от таких эксцессов, как описано выше, и для этого не обязательно отсеивать потенциальных жильцов по признаку гражданства. Попробую исправить ошибки квартиросдатчика.
Первая ошибка – попустительское отношение к квартирантам. В договоре найма четко прописано, что собственник обязан приходить раз в месяц и проверять состояние своего имущества, заранее предупредив жильцов.
Многие собственники гордятся тем, что не "докучают" жильцам. "Я уже полгода в квартире не был, мне привозят деньги на работу, все вовремя, всё отлично". Проходит еще пара месяцев – квартиранты съезжают, и хозяева кричат "караул!". Оказывается, эти полгода квартиранты методично "убивали" имущество собственника. Поэтому посещать квартиру раз в месяц абсолютно необходимо, дабы не возникало таких ситуаций.
Вторая ошибка состоит в том, что арендодатель не брал залог за имущество, оставленное в квартире. Это самый простой способ защититься от ущерба. Как правило, залоговая стоимость эквивалентна арендной ставке за один месяц. Она находится у квартиросдатчика до конца отношений с клиентом, и в случае, если клиент оплатил все месяцы, все коммунальные счета, нет претензий по испорченному имуществу, залог возвращается ему в руки.
Передачу залога нужно зафиксировать в договоре в графе "дополнительные условия". Да, не все квартиранты легко отдают залог – они просто не верят, что когда-нибудь к ним эти деньги вернутся. Но это заблуждение. Договор имеет юридическую силу как с одной, так и с другой стороны. И, если собственник несправедливо оставил себе залог, можно потребовать его возврата в судебном порядке.
В последнее время квартиросдатчики все реже и реже оформляют залог. Думаю, это связано с тем, что народ сейчас в принципе с трудом готов платить за аренду жилья. Ввиду непростой экономической ситуации хозяева предпочитают "не напрягать" своих квартирантов. В стабильные годы квартиросдатчики в обязательном порядке брали с жильцов залог.
Если собственник не берет залог и верит в честное слово квартиранта, иногда возникает ситуация, аналогичная описанной выше. Но у вашего героя на руках официальный договор найма, заключенный в РСЦ. Если оплачены все налоги, можно смело подавать в суд. В том числе и на российских граждан. Правоохранительные органы наших государств активно сотрудничают в поиске нарушителей.
Но для того, чтобы не быть голословным в суде, собственник должен был прописать в договоре найма с жильцом все имущество, которое предоставляется в пользование квартиросъемщику, указать его технические характеристики и состояние. Для этого составляется приложение к договору, которое именуется актом сдачи-приемки – там должно быть указано всё, вплоть до царапины на паркете. Был бы акт – суд смог бы оценить сумму причиненного ущерба, исходя из характеристик, которые в нем указаны.
Акт к договору не приложен, и это третья ошибка. Если дело дойдет до суда, квартиросдатчику будет проблематично доказать, что имущество было испорчено.
Кроме того, имеет смысл фиксировать передачу денег расписками. Потому что в суде может возникнуть ситуация: одна сторона будет утверждать, что деньги переданы, другая – что нет.