Продавцы жилья на вторичном рынке стали вести себя более обдуманно: лучше снизить цену сегодня, чем вообще не продать завтра
Римма Будай, директор агентства недвижимости "Ассистанс Хэлс":
— В нашем агентстве из последних 100 заключенных договоров о продаже квартир на вторичном рынке жилья только один был расторгнут, так как продавец не захотел снижать цену до адекватного уровня. Из приведенных цифр ясно, что практически все наши клиенты понимают ситуацию на рынке, слушают риэлтера и готовы снижать цены, чтобы завтра не остаться "у разбитого корыта". Безусловно, среди них есть те, кто какое-то время ждал, что падение остановится, но, в конце концов, они действуют так, как того требует рынок. Кстати, интересно, что даже при снижении цены торг всегда уместен.
Причем речь идет о снижении не на $2—3 тыс., а на $10—15 тыс. Продавцы изначально хотят попробовать продать по своей, завышенной цене. Мы предупреждаем, что потом придется уменьшать стоимость еще больше. Когда ни звонков, ни просмотров нет, тогда продавцы соглашаются с нами. Те люди, которые не работают с агентствами и выставляют завышенные ценники, не желают понимать, что так они ничего не продадут. С такими клиентами мы просто не работаем.
Нужно понимать, что квартира стоит ровно столько, сколько за нее готовы заплатить. Это правило работает при любой ситуации на рынке.
Тимофей Лобановский, директор агентства недвижимости "Час-Пик":
— Мы посчитали, что из последних 70 договоров о продаже недвижимости на вторичном рынке, работа над которыми уже завершена, 16 были расторгнуты продавцами, так как они отказались снижать цену. 20% клиентов упорно настаивают на необъективных для текущей ситуации цифрах. Такие продавцы были в начале года, они есть и сейчас. Категория клиентов, которые действительно хотят продать свою недвижимости по максимально выгодной цене, прослушиваются к мнению риэлтера.
У граждан разные мотивы для продажи квартиры. Те, кому нужно в ближайшее время решить свой жилищный вопрос, готовы к снижению. Например, клиенту нужно продать имеющуюся трёхкомнатную квартиру и приобрести "однушку" и "двушку". Он понимает, что если и на его квартиру цена упала, то и на те, которые он хочет приобрести, также снизилась стоимость. Он быстро реагирует на перемены рынка, так как "живых" денег у него нет, ему просто нужно решить некий жилищный вопрос.
Те люди, кто рассматривает недвижимость как инвестицию, принимают решение ждать, так как для них это не самое выгодное время продавать квартиру или дом. Они не живут в этих квадратных метрах, и у них нет некой острой жилищной ситуации.
Жанна Махахей, риэлтер, директор ЗАО "ВестСтройПром":
— Согласно нашему анализу, за первый и второй кварталы на вторичном рынке городской недвижимости около 20% наших клиентов отложили продажи квартир в связи с резким падением цен на рынке. Как правило, это те продавцы, которые хранят свои сбережения, вкладывая в недвижимость. Оставшиеся 80% клиентов нашей компании — это продавцы, которые решают свои жилищные вопросы, то есть увеличивают либо уменьшают количество квадратных метров. Таких продавцов падение цен не сильно беспокоит, так как, продавая свой объект по низкой цене, они одновременно приобретают другой также по невысоким ценам.
Что касается загородной недвижимости, то там ситуация немного другая: 60% продавцов идут на снижение цен, 30% оставляют их без изменения и только 10% снимают с продажи.
В январе — начале февраля 2015 года продавцы абсолютно не были готовы к снижению цен на свои объекты. Они надеялись, что снижение будет краткосрочным и незначительным. Однако начиная с марта клиенты смирились с падением и начали уступать в цене.
Сотрудники "ВСП–Недвижимость" ставят перед собой задачу решить вопрос клиента по продаже объекта в течение одного-двух месяцев. После предоставления продавцам глубокого аргументированного анализа текущего рынка, 60% из них приводят цены в соответствие с рыночными. Остальные 40% снижают цены дольше либо оставляют неизменными.