Доверие, масштабы, необратимость. Что нужно, чтобы в Беларуси сработали реформы?

Источник материала:  
23.07.2015 14:39 — Новости Экономики
Иллюстрация с сайта naviny.by
Под влиянием неблагоприятных внешних факторов и вала внутренних проблем Беларусь оказалась на пороге реформ, к которым готовы и власти, и население. Какие изменения должны произойти, как будет реформироваться экономика и чего ждать реальному сектору и населению? Организаторы очередного Кастрычніцкага экономического форума, в котором традиционно участвуют и представители госорганов Беларуси, и известные белорусские и зарубежные экономисты, предлагают открыто обсудить планы правительства по реформированию и тем самым "внести вклад в достижение консенсуса и формирование доверия по отношению к программе структурных реформ для Беларуси".

"До настоящего времени было две волны реформ: 1991–1997 гг. в Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Эстонии и 1999–2005 гг. в Албании, Армении, Болгарии, Грузии, Кыргызстане. Россия продемонстрировала смешанные результаты, однако показатели перехода оценивают ее прогресс довольно высоко. Нынешняя, третья волна реформ "подхватила" Казахстан и Украину. Беларусь может присоединиться к этой группе реформаторов, внедрив пакет "Реформы 3.0", - отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Он уверен, что медлительность в реформах обеспечила Беларуси некоторые преимущества. Во- первых, существует потенциал для значительного улучшения эффективности распределения факторов производства, что дает возможность перейти к устойчивому росту, отмечает эксперт. Во-вторых, есть немало примеров того, что экономика Беларуси обладает потенциалом создания эффективных и инновационных бизнесов с высокой отдачей на инвестиции. "Белорусский частный сектор возникал в неблагоприятной среде и впоследствии, когда власти начали улучшать условия ведения бизнеса, существенно вырос", - отмечает Чубрик.

Сейчас в частном секторе производится около 40% от ВВП страны, и его расширение продолжается: 80% малых и средних частных компаний считают, что существующие барьеры скорее преодолимы и рассматривают их как стимул для поиска более эффективных бизнес-моделей и перспективных рынков. "Наконец, сектор микро- и малых предприятий, состоящий преимущественно из частных компаний, обладает потенциалом для вовлечения рабочей силы, высвобождающейся в секторе крупных предприятий по всей стране. Если принимать это во внимание, то негативные социальные последствия, которые, как правило, ассоциируются с реформами (хотя на самом деле являются последствиями прежних ошибок), выглядят не столь драматичными", - уверен эксперт.

При этом директор Исследовательского центра ИПМ обратил внимание на ряд проблем, и в первую очередь - проблему доверия. "В прошлом домохозяйствам и бизнесу было дано много обещаний: обеспечить стабильность валюты, защиту прав инвесторов – но время от времени они нарушались, поскольку краткосрочные выгоды брали верх над стратегическими приоритетами. Обратимость реформ стала "нормой" для Беларуси, поэтому критически важно инвестировать в создание доверия к новой программе реформ", - отмечает он.

Во-вторых, очевидно, что полумеры уже не работают. В частности, реформа тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве должна сопровождаться демонополизацией сектора, повышением эффективности поставщиков услуг и прозрачности их издержек, реструктуризация госпредприятий требует как минимум реформы финансового сектора. Кроме того, нужна полноценная система соцзащиты безработных, разумные меры активной политики на рынке труда. "Более того, новая структура экономики потребует административной реформы – и все эти аспекты должны быть "упакованы" таким образом, чтобы минимизировать риск того, что реформы будут повернуты вспять, и чтобы поддержать доверие к мерам, предпринимаемым правительством", - добавил Чубрик.

В-третьих, при проведении любых реформ есть выигравшие и проигравшие, продолжает эксперт. В Беларуси с ее давними традициями "социально-ориентированной" экономической политики негативные социальные эффекты являются важнейшей угрозой для необратимости реформ. Следовательно, пакет реформ должен быть разработан так, чтобы поддержать проигравших и впоследствии превратить их в выигравших через вовлечение в экономическую деятельность.

"Реформы должны содержать четкие послания для уязвимых групп и соответствовать этим посланиям. Из этого следует, что открытый диалог о программе реформ является фундаментальной предпосылкой их успешной реализации: экономические агенты должны иметь достаточно четкие ожидания, в то время как последовательность в действиях правительства позволит им соотнести свои ожидания с реальностью", - резюмировал директор Исследовательского центра ИПМ
Кастрычніцкі эканамічны форум (КEF) "Экономика Беларуси: снова перед выбором" пройдет в Минске 3-4 ноября.
←На торгах БВФБ курс доллара снизился на 89 рублей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика