Юрий Зиссер: Вероятна бизнес-эмиграция стартапов, лишающая нашу страну ИТ-будущего
02.07.2015 08:29
—
Новости Экономики
На этой неделе главный человек Байнета Юрий Зиссер принимает поздравления по случаю своего 55-летия. "Ежедневник" воспользовался поводом, чтобы поговорить с cоздателем TUT.BY на актуальные личные, деловые и общественные темы.
Бизнес и бизнес: "Не представляю себя на пенсии, на третий день на стенку полезу"
Бизнес и власть: "Наш бог – информирование общества и нейтралитет"
Бизнес и кризис: "Правильный бизнес никакой кризис не убьет"
- Белорусская экономика переживает, наверное, самые худшие с начала 1990-х годов времена. Могу только предположить: для вас как бизнесмена и вашего бизнеса - это точно самый серьезный вызов. Что самое опасное в складывающейся ситуации и что внушает оптимизм? Видно ли уже дно кризиса, от которого можно оттолкнуться, чтобы двигаться верх?
- Действительно, проблемы белорусской экономике сказываются даже на интернет-бизнесе, не говоря уже о рекламе, которую предприятия урезают в первую очередь. Никакого дна нет, потому что это вообще не кризис. Кризисы проходят и уходят, а наши проблемы носят системный характер и связаны с исчерпанием возможностей экономической модели социализма в госсекторе, который не способен зарабатывать и умеет только распределять.
Самое опасное – наша власть не понимает, что паллиативными мерами дело не поправишь, пора менять систему экономических отношений. Оптимизм же мне внушает твердый курс страны на сохранение государственной независимости, который рано или поздно вынудит изменить экономическую политику. Впрочем, до тех пор, пока есть подпитка из России, перемен ожидать вряд ли стоит. Правда, в этом случае о настоящей независимости Беларуси говорить не приходится, она скорее декоративна.
- Есть два мнения, как вести сейчас: засучить рукава и больше работать или же, учитывая, что основная причина текущих проблем, находится вне, подождать и перегруппироваться. Какова ваша тактика?
- Глубочайшее заблуждение думать, что проблемы находятся вне Беларуси. Плохому танцору известно, что мешает. Проблемы наши – внутренние, их нужно лечить. А вкалывать нужно всегда, если хочешь добиться результата. Правильный бизнес никакой кризис не убьет.
- Проблемы всегда дают почву для креативных решений? Что вы извлекли полезного из ситуации? Готово ли, на ваш взгляд, это сделать белорусское государство?
- Все рецепты известны. Никакого волшебства и креатива не требуется, достаточно поступать по рыночной ситуации и внедрять лучшие примеры других стран.
Что касается государственного уровня, в первую очередь нужно просто дать волю правительству и предпринимателям. В системе госуправления нужны серьезные кадровые перемены, чтобы на смену "охранительному" мышлению государства пришло созидательное. Однако верхи к этому пока не готовы, они все еще надеются на чудо. И - на Россию. А многие чиновники среднего уровня больше сосредоточены на выполнении приказов, поиске виноватых и собственной карьере, чем на конечном результате.
- Когда ждать следующий кризис?
- Следующего кризиса не будет. Будет плавное волнообразное ухудшение ситуации. В какой-то момент из-за очередного неблагоприятного внешнего фактора хроническая болезнь перейдет в острую фазу и наступит коллапс. Когда он произойдет – предсказать не берусь, дата зависит от объема поддержки России. Коллапс может случиться уже нынешней зимой, однако при поддержке извне вполне можем протянуть еще годы с переменным успехом, как тянем до сих пор.
Бизнес и бизнес: "Не представляю себя на пенсии, на третий день на стенку полезу"
- За годы, которые вы в бизнесе, вы создали одну из крупнейших в Беларуси компаний, основанных на новых технологиях. Сегодня бизнес объединяет и сервисную часть (hoster.by), и e-commerce, и медиа. Как по доходности, по процентам от общей суммы выстраиваются эти части? Смог ли ваш бизнес так вырасти без этой синергии?
- Реклама и основанные на ней партнерские программы приносят нам львиную долю выручки. Однако хостинг, как ни странно, является в белорусских условиях более маржинальным бизнесом, чем реклама. Причем синергия между направлениями минимальна, да и состав акционеров немного разный.
Медийный бизнес в белорусских условиях низкоприбылен, ибо большинство белорусских предприятий государственные, их руководители не понимают, зачем нужна реклама, и не тратят на нее деньги. К тому же по инициативе министерств и ведомств постоянно появляются все новые законодательные ограничения, из-за чего многие общепринятые в мире маркетинговые инструменты у нас ограничены. Зарегулированы и забюрократизированы даже рекламные игры, которые в других странах вовсе не регулируются. Помню, мы на hoster.by после розыгрыша двух "флешек" за формальное нарушение сроков публикации результатов игры всего на несколько дней, причем не по нашей вине, схлопотали штраф в 100 базовых величин.
- Можно ли создать прибыльный бизнес только из медийной части?
- Рекламный рынок Беларуси слишком куц для того, чтобы прокормить медиа. Подавляющее большинство государственных СМИ, если не все – на госдотациях, большинство частных – на грантах. Отсутствие рекламного рынка – главная причина слабости отечественных медиа и их низкой конкурентоспособности. Поэтому до кардинального роста частного бизнеса и, соответственно, рекламного рынка я не вижу больших перспектив у отечественных медиа.
- Что может быть источником дохода чисто медийного проекта кроме рекламы? Узкие специализированные проекты – это будущее медийного бизнеса с точки зрения его прибыльности?
- В определенной степени – да. Например, в рамках нашего портала весьма успешно развивается раздел "Работа TUT". Причина успеха кроется, прежде всего, в сотрудничестве с "Хедхантером", в его уникальном движке и ноу-хау, а также в трафике, который обеспечивает наш портал. Выручка исходит не от рекламы, а от абонентской платы нанимателей за доступ к резюме. Однако главное для любой монетизации – это трафик, а специализированным проектам его привлечь трудно. Или приходится покупать трафик, тратя большие суммы или вступая в альянсы. Некоторые специализированные зарубежные интернет–проекты тратят на продвижение своих онлайн-сервисов в Беларуси до полумиллиона долларов в год.
- Как менялся рекламный рынок за время существования TUT.BY? Каковы перспективы его развития? Как кризис отражается на рекламодателях с точки зрения отраслей?
- Рекламный рынок Беларуси стагнирует и в последние 8 лет колеблется вокруг цифры в 100 миллионов долларов плюс-минус 20 миллионов. Для такой страны, как наша, это ничто. 10 долларов на человека в год! А в этом году будет и того меньше. Что же касается интернет-рекламы, то ее доля в общем пироге каждый год растет и еще много лет будет расти. В текущем году ее доля может достичь 18%. Как обычно в каждый кризис, сильнее всего из рекламодателей пострадали импортеры и малый бизнес, а из рекламных носителей – телевидение и печатная пресса.
- В отличие от сервиса и медиа TUT.BY – пока не первая онлайн-торговая площадка страны? Почему так поздно вы начали развитие этого направления? Будет ли оно развиваться и каковы перспективы в целом развития e-commerce в Беларуси?
- Мы изначально отталкивались от интернет-сервисов, аналогов которым не существовало, и лишь позднее занялись остальными. Наш сервис онлайн-торговли функционально не уступает конкурентам. Кстати, в нем почти не встречаются "мусорные" демпинговые предложения, а товарные новинки у нас часто появляются раньше за счет предложений и от зарубежных магазинов. Попробуйте сами.
Самое смешное, что, несмотря на конкуренцию, наша торговая площадка прибыльна, люди все-таки пользуются. Однако в головах наших пользователей слишком прочно засела ассоциация: TUT.BY – это новости. Поэтому и торговая площадка, и ряд наших других сервисов не настолько популярны, как могли бы.
Недавно мы закрыли сервис "Музыка TUT", сделанный совместно с российским сервисом Зайцев.нет. Это был легальный музыкальный сервис в Беларуси, где соблюдались авторские права, да еще и бесплатный для пользователей портала. Однако он не "пошел", хотя продвигали его как могли. Потому что за многие годы у белорусов укоренилась привычка слушать музыку на зарубежных сайтах, и мы ее не смогли преодолеть.
Что же касается e-commerce, в Беларуси направление очень перспективное и будет только расти. Сегодня каждая четвертая покупка в стране совершается через интернет, хотя обороты электронной торговли в Беларуси пока невелики.
- Насколько перспективны с точки зрения бизнеса соцсети? Могут ли зарабатывать локальные, специализированные соцсети, блоги?
- Конечно, они могут зарабатывать. Однако в условиях узкой специализации это крохотные деньги. Интернет устроен так, что любой сайт-лидер в своем сегменте в считанные годы благодаря трафику перетягивает на себя львиную долю выручки и сживает конкурентов со света. Если твой трафик вдвое меньше, чем у конкурентов, ты зарабатываешь не в два, а в пять или десять раз меньше. А если твоя посещаемость меньше десяти тысяч уникальных посетителей в сутки, ты вообще ничего не получаешь. Ставишь на блог партнерскую программу, доходов от которой хватает в лучшем случае на пару бокалов пива в месяц. Узкая специализация ведет, прежде всего, к маргинализации доходов. В 2014 году даже выручка такой всемирно популярной специализированной социальной сети, как LinkedIn, включая платный сервис по поиску талантов, составил 2,2 млрд долларов, а Facebook – 12,5 млрд долларов.
- Приходилось слышать разные оценки вашего бизнеса – от 20 до 50 млн долларов. Во сколько вы сами оцениваете свое детище? Какова ваша доля в нем? Cейчас бизнес стоит меньше, чем до кризиса?
- Любой бизнес стоит столько, сколько за него дают. За все годы интереса к покупке портала (а это были двухтысячные годы) до обсуждения конкретных цифр ни разу не дошло: мне всегда хватало денег, а ничего другого инвесторы не предлагали. В случае TUT.BY важную роль для оценки играют не столько финансовые показатели, сколько центральное положение портала и особенно его общественно–политическое значение, которое оценить в деньгах вряд ли возможно. С каждым годом значение портала в белорусском обществе и его выручка растут, а значит, постоянно растет и оценка нашего бизнеса. В каком-то смысле этот бизнес бесценный.
Что касается моей доли, то от начальных 100% она упала до 82% и будет продолжать падать, потому что каждый год я делюсь с менеджментом портала. У нас уже восемь акционеров, и это не предел.
- Насколько знаю, вам поступало несколько предложений о продаже части доли, в том числе от мировых интернет-бизнесов и Европейского банка реконструкции и развития. Почему вы не продали? Не жалеете?
- От западных стратегических инвесторов предложений никогда не было. Думаю, Беларусь они в упор не видят, потому что в ней нет денег. Что касается, ЕБРР, то он не предлагает купить долю (cash-out), а предоставляет инвестиции (cash-in) на ограниченный срок, которые мы принять не можем, поскольку не понимаем, каким образом в белорусских условиях их окупить.
Допустим, мы принимаем от них два миллиона долларов инвестиций на пять лет. Но по условиям ЕБРР их должен себе вернуть с процентами путем перепродажи стратегическому инвестору. Как мы можем обеспечить возврат инвестиций в текущих условиях – мы не видим, потому что не понимаем, куда в Байнете можно вложить два миллиона так, чтобы их вернуть с 15-20%-й доходностью.
- "ТУТ БАЙ МЕДИА" на IPO – это возможно?
- Для бирж мы слишком малы, даже для белорусской. На биржу выходят компании хотя бы с оценкой в сотни миллионов долларов, когда они выросли настолько, что их не в состоянии купить один или два инвестора и требуется множество. При белорусских объемах, когда тебя может купить всего один частный инвестор, на биржу выходить просто незачем.
- Несколько лет назад вы, по крайней мере, официально отошли от оперативного управления бизнесом. Удалось ли на самом деле это сделать? Не настала ли пора, учитывая ситуацию, вернуться к прямому управлению?
- Три с половиной года назад я отошел от оперативного управления – прежде всего потому, что перестал глубоко разбираться в предмете. За 12 лет сфера интернет-маркетинга превратилась в целую науку. Меня с успехом заменил Александр Чекан. Профессиональный маркетолог, он закончил МВА в Вильнюсе и отучился в Стенфорде. Он крутой жесткий профи, и если его кто-то вообще может его заменить в кризис – это точно не я. Правда, раз или два в неделю я все равно приезжаю в офис и встречаюсь с коллегами, чтобы быть в курсе происходящего и меня видели люди.
- Вам - 55 лет. Не хочется ли уже зафиксировать прибыль, продав бизнес, купить еще больше акций EPAM или стать акционером Alibaba и выйти в разряд рантье, инвестора?
- Мне неинтересна роль пенсионера или биржевого инвестора, потому что меня никогда не интересовали деньги сами по себе. Жизнь слишком коротка, чтобы работать ради денег или материальных ценностей, которые с собой в могилу не заберешь. Поэтому работаю ради удовольствия. Я давно не директор TUT.BY и не знаю добрую половину сотрудников. Однако все-таки портал требует и будет требовать определенной зоны моего внимания – как минимум потому, что и народ, и власть прочно связывает меня с порталом. Меня не интересует Alibaba, мне интересна Беларусь и наши люди. А путешествовать и музицировать я могу и сейчас. Не представляю себя на пенсии, на третий день на стенку полезу.
- Вы следите за стартапами? Есть ли у вас инвестиции в какие-то из них?
- Слежу и посещаю стартап-мероприятия. Помимо TUT.BY и hoster.by с моим участием созданы и развиваются стартапы в сфере интернет-бизнеса. Это образовательная платформа для школы www.effor.by и билетный оператор для организаторов малых мероприятий www.eventer.by. Наконец, все большую известность обретает конкурс социальных проектов www.socialweekend.by, который стал местом встреч важных для общества самодеятельных общественных инициатив с их спонсорами. Самый известный из проектов, получавших финансирование в рамках конкурса – поисково-спасательный отряд "Ангел". Однако были и будут десятки менее известных проектов, тоже значимых.
Кстати, в этом году конкурс впервые вышел за пределы Минска и проводился в Витебске и Бресте. Видели бы вы глаза людей, получивших финансирование на проекты своей мечты! В следующем сезоне поедем и в другие города.
- Куда бы инвестировали сами и рекомендовали это сделать вне интернета?
- При нынешнем состоянии белорусского рынка и нынешних процентных ставках очевидная рекомендация – положить депозит в белорусский банк. Никакой западный банк и не всякий инвестиционный фонд предлагает 6% годовых в валюте, тем более гарантированно. Не говоря уже об азартных играх с вкладами в белорусских рублях.
- Назовите самый яркий бизнес-проект или проекты, который вы увидели в Беларуси за последние 15 лет.
- Самые яркие для меня два – Wargaming и EPAM Systems. Однако есть множество чуть менее крупных "звездных" белорусских бизнесов: "Санта Бремор", "Конте", "Регула", "Алютех", "Юнифлекс", "Апалон", "Вайбер", Туровский молочный комбинат. Это навскидку, многих забыл. Они сумели покорить рынки других стран, завоевать на них существенные доли и даже выйти на конкуренцию с крупнейшими известнейшими компаниями Европы и мира.
- Вы не задумывались, чем бы вы сейчас занимались, если бы несколько лет назад не рискнули инвестировать в TUT.BY?
- Думаю, руководил бы разработками программного обеспечения – или в собственной компании, или в чужой. То есть делал бы то же, что и до портала.
Бизнес и власть: "Наш бог – информирование общества и нейтралитет"
- Медийный бизнес-это коммуникация с обществом, с властью. TUT. BY стал одним из самых влиятельных ресурсов страны и в этом плане напоминает "БДГ" образца конца 1990-начала 2000 годов. Но судьба самой газеты и "БДГ" как коммерческого проекта оказалась незавидна. Не боитесь, что TUT. BY и ваш бизнес может повторить этот путь?
- Я все время об этом примере помню, да и забыть не дают. Однако при всех достоинствах "БДГ" – а я выписывал ее все годы – она была чрезмерно политизированной и слишком негативистской и вряд ли была особо прибыльной. Стратегия же нашего портала – собственно бизнес. Для нашей редакции нет хороших и плохих героев, наш бог – информирование общества и нейтралитет, центризм. Мы не злые. Поэтому уверен, что нас ожидает более благополучная судьба.
- Как воспринимается вами активность государства в интернет-сфере? В чем она оправдана и в чем опасна для развития сектора?
- Государство сделало интернет по-настоящему дешевым, что позволило миллионам белорусов приобщиться к нему. Государство внедряет электронную цифровую подпись и расчеты пластиковыми карточками, принимает оплату госуслуг через интернет. Все это хорошо.
- Приходится слышать, что на фоне глубокого экономического кризиса возвращаются темные времена для белорусского бизнеса: государство, не имея ресурсов на поддержание госсектора, начинает усиливать давление на бизнес, смотря на него опять как на дойную корову. Ощущается это вами? Или ситуация с началом 2000-х, когда по этой причине происходила массовая миграция белорусских бизнесменов, не может повториться?
- Увы, похоже на правду. По мере приближения коллапса государство может все чаще прибегать к экспроприациям. Разработкой рекламных сайтов в интернете, за которое Комку дали шесть лет с конфискацией, в Беларуси занимались тысячи ИТ-специалистов. Обеспечить официальное поступление выручки в те годы не представлялось возможным. Некоторые белорусские специалисты уже эмигрировали, не дожидаясь приговора, многие другие в ближайшие недели и месяцы тоже покинут страну.