Нацбанк обещает либерально регулировать форекс-рынок, борясь за лидерство в регионе
28.04.2015 08:54
—
Новости Экономики
Беларусь и Россия берутся за регулирование рынка форекс, стремясь, с одной стороны, защитить потребителей от недобросовестных участников рынка, с другой – не мешать развитию перспективного сегмента. Российский закон принят в конце прошлого года, белорусский уже прошел согласование и направлен президенту. Основные положения белорусского законопроекта, озвученные на Форекс Конгрессе – 2015 в Москве начальником Управления регулирования небанковских операций Нацбанка Беларуси Дмитрия Набздорова показались участникам рынке вполне либеральными и более привлекательными, чем российские.
Давно контролируемый на Западе, на постсоветском пространстве форекс-рынок выпал из поля зрения регуляторов. Но сейчас, когда и в Россию, и в Беларусь, и в другие страны региона пришли крупные форекс-компании, размножились компании мелкие и не всегда добросовестные, а тысячи граждан стали пытаться осваивать новый для себя инструмент, рынку готовят правовое поле.
Согласно российскому закону пишет Lenta.ru, форекс-дилеры признаются категорией профессиональных участников финансового рынка, но им нельзя совмещать свою деятельность с торговлей на рынке ценных бумаг. Их собственные средства должны быть не меньше 100 млн российских рублей, то есть почти 2 млн долларов при нынешнем курсе.
Высокие требования к достаточности капитала удивили белорусского регулятора. "Таких жестких требований к капиталу практически ни у кого нет", - отметил Набздоров. - Рынок у нас не такой емкий, поэтому норматив по капиталу будет ниже – в проекте закона минимальный размер уставного капитала установлен в эквиваленте 140 тысяч долларов. Те российские компании которые, которые сочтут капитал в 2 млн долларов слишком большим, вероятно, будут смотреть по сторонам – в том числе на Беларусь, Казахстан, Украину".
Другое важно отличие белорусской юрисдикции от российской – маржинальное обеспечение клиент может вносить в иностранной валюте. "Иначе потери могли бы быть еще до совершения им операций", - пояснил представитель Нацбанка.
Дмитрий Набздоров рассказал, что в Беларуси в настоящее время по различным схемам работает более 20 форекс-компаний. "Пока наши граждане, не имея возможности легально совершать операции на территории страны, делают это через компании офшорной юрисдикции. Это, во-первых, отток капитала. Во-вторых, налоги форекс-компаний не поступают в бюджет. И третье – подоходного налога физлиц мы также не видим. Понятно, что судебной защиты и защиты прав потребителей нет", - пояснил он.
При этом начальник управления уверен, что регулирование ради регулирования рынку не нужно. "Оно должно решать комплекс задач. В первую очередь, граждане должны получить возможность совершать операции на территории страны и при помощи форекс-компаний, которые будут признаны таковыми у нас в стране. Думаю, административными методами этого не достичь", - признал Набздоров.
Чтобы стимулировать возврат денег в страну, проектом указа на три года предполагается освободить от уплаты подоходного налога (основная ставка и в Беларуси, и в России - 13%) граждан, получающих доходы от белорусских форекс-компаний. Через три года власти обещают рассмотреть возможность продления льготы. Тем, кто предпочитает работать через офшоры, подоходный придется платить.
Для национальных форекс-компаний также есть "пряник" - налог на прибыль для них на три года будет снижен вдвое до 9%.
Еще одно белорусское отличие белорусской юрисдикции – клиентами форекс-компаний смогут быть не только физические, но и юридические лица.
В России закон накладывает ограничения на рекламу форекс-дилеров, которые теперь обязаны включать в нее фразу о высоком риске и возможности полной потери внесенных денежных средств после заключения договора. Также регулируется максимальный размер "кредитного плеча", предоставляемого дилером клиенту - один к ста. Последняя норма вызвала критику многих представителей форекс-компаний.
Дмитрий Набздоров отметил, что в Беларуси решили не прописывать спорные нормы сразу в законодательном акте, чтобы иметь возможность взвесить потребности рынка и риски. К примеру, в проекте указа оговорено право регулятора устанавливать размер маржианльного плеча, но его размер не прописан.
"Проект законодательного акта направлен на либерализацию правил работы на рынке и привлечение в страну инвестиций. Уверен, что Армения и Казахстан, которые будут писать свои аналогичные законы, учтут и белорусский, и российский опыт. В итоге капитал и налогооблагаемая база будут там, где более благоприятный климат. Мы не обладаем природными ресурсами, обширной территорией, мы вынуждены хотя бы стараться бежать быстрее чем те, у кого все это есть", - резюмировал Набздоров.
Только через крупных брокеров на рынке Форекс уже присутствуют 20 тысяч белорусов, инвестируя немалые суммы. И регулятор, и участники рынка уверены, что Беларуси при грамотном подходе вполне по силам создать у себя благоприятные условия для развития этого сегмента, победив в намечающейся среди стран постсоветского пространства конкуренции юрисдикций.