Как "преданный электорат президента" "погорел" на реконструкции аэропорта к ЧМ-2014 по хоккею

Источник материала:  
27.02.2015 18:12 — Новости Экономики
"Минский дом окон" за последние полгода покинули около 400 человек. Самая крупная компания в области остекления оказалась на грани банкротства. Как такое могло произойти с компанией, учредителями которой были люди из "президентского пула"? Сотрудники МДО упрекают в случившимся директора, который считает, что во всем виноваты госструктуры, не рассчитавшиеся за реконструкцию аэропорта.




"Минский дом окон" появился на свет летом 2012 года путем объединения компаний "Трайпл-Техно" (конечный владелец Юрий Чиж) и "Минские окна" (Иван Бураковский). Основной задачей объединения являлось "повышение эффективности производства" и "создание крупнейшего и высокопроизводительного предприятия, занимающего лидирующие позиции на рынке светопрозрачных конструкций Беларуси".

МДО осуществлял заказы на выполнение работ в новом здании музея Великой Отечественной войны, штаб-квартиры Национального олимпийского комитета, гостиницы "Виктория Олимп", трех станциях метрополитена, ряде бизнес-, торговых центров и жилых домов. Но самым крупным тендером (на 280 млрд рублей), выигранным компанией, оказалась реконструкция действующего аэровокзального комплекса Национального аэропорта "Минск".

В апреле 2014 года Александр Лукашенко посетил обновленный аэропорт и заявил, что "все работы сделаны хорошо".  Гости и участники чемпионата мира по хоккею, к которому собственно и была проведена масштабная реконструкция, также остались довольно увиденным.

Однако вскоре после того как ЧМ-2014 в Минске отгремел, МДО пошел ко дну. Сотрудникам практически перестали платить зарплату, а кормили "завтраками". У кого была какая-то подушка безопасности, те терпели больше, довольствуясь подачками в 1 млн рублей. Но так долго продолжаться не могло. Народ стал в массовом порядке покидать тонущий корабль. В общей сложности компанию покинули более 400 человек, рассказали TUT.BY сотрудники компании.




Недавно более ста работников МДО обратись с открытым письмом в Администрацию президента, Генпрокуратуру, Следственный комитет и Комитет госконтроля. Они называют себя "преданным электоратом президента", поэтому оставляют за собой право обратиться за помощью непосредственно к Александру Лукашенко.

По их словам, "в ХХI веке в столице государства с продекларированной президентом Беларуси политикой социальной направленности на протяжении 7 месяцев не выплачивается заработная плата работникам ООО "Минский Дом Окон". По словам одного из потерпевших Павла Коробкина, каждому работнику МДО бывшее руководство задолжало порядка 30-60 млн рублей. "Набегает сумма порядка 10-15 млрд рублей", - сказал он.

Работники не хотят верить словам бывшего директора МДО Валерия Бардуна о том, что "нас обмануло государство, не выплатившее за реконструкцию аэропорта 36 млрд рублей, поэтому и обращаемся за помощью в государственным органам". "Мы просим, чтобы правовое государство защитило наши права и заставило собственников предприятия вернуть наши деньги", пишут негодующие сотрудники.


Валерий Бардун

Персонал считает, что в результате "безграмотных управленческих решений, бесхозяйственности и бесконтрольности выросли огромные долги перед поставщиками и работниками". "После объединения на фирме было много лишних людей, функции дублировались. Достаточно сказать, что было 10 замдиректоров, которые ничего не решали. Решал только Бардун", - говорят они. "Человек из провинции взлетел до небес, амбиции били через край", сетуют они на бывшего директора компании.

"Уже после аэропорта мы работали три месяца каждый день, но денег нам все равно не платили. Куда уходили деньги - никому не известно", - добавляют разочарованные сотрудники МДО.

Впрочем, авторы письма полагают, что анализ причин краха МДО – "не самое главное". Главное – "это люди, основное богатство нашей страны", которые "работали в первой половине 2014 года по 16 часов в день без выходных, в мороз и жару, выполняя поставленные президентом Беларуси задачи по реконструкции Национального аэропорта. И задачи были выполнены в срок".




Персонал негодует и из-за того, что "уходят от ответа и основные собственники предприятия Чиж Ю.А. и Бураковский И.В., которые более полугода не принимали никаких действенных мер, даже когда ситуация не была такой тупиковой".

Валерий Бардун сложил директорские полномочия в октябре. В первую очередь он "благодарен сотрудникам, которые работали денно и нощно". "Ребята работали воодушевленно. Сейчас по закону природы народ злится, пытается искать крайних. Самый простой вариант – сделать крайним директора", - эмоционально реагирует он на упреки в свой адрес. "Разве может быть все дело во мне, если до этого предприятие росло, нормально работало? Мы в год платили 50 млрд рублей в бюджет. Всю прибыль вкладывали в покупку нового оборудования, техники", - объясняет Бардун. "Я могу провести экскурсию по своему "коттеджу" в панельной многоэтажке", - предлагает он в ответ на разговоры, что директор мог что-то себе присвоить.

Бардун называет работу по реконструкции аэропорта "самой трудной и интересной". "Как оконщики, мы достигли пика, высшего пилотажа, но денег не получили, да я еще и в больнице оказался. Мне говорят – чего ты туда полез, но я уверен, что в конце концов, нас бы привлекли к этим работам, спросите у уважаемых конкурентов, но вот уже тогда даже мы бы не успели. Дорог был каждый день, хорошо, что с зимой повезло. Было тепло. Три могучих треста работало. Самые высокопосталенные люди страны каждый день, и выходные, и ночью нас на объекте мотивировали. "Валера, давай делай, не подведи", - говорил тогда премьер-министр (Михаил Мясникович. - TUT.BY). Я не подвел. Но в результате с подписанием процентовок и с выплатой денег помочь оказалось некому", - говорит Бардун. "Не надо помогать, просто нужно всегда платить честно заработанное", - добавляет он после паузы.




Бывший рулевой МДО утверждает, что "предприятие в яму загнал аэропорт". Несмотря на то, что МДО выиграло тендер на 280 млрд рублей, по состоянию на апрель 2014 года компания Чижа и Бураковского изготовила продукции и выполнила работ на 115 млрд рублей. "При изготовлении конструкций были использованы материалы белорусского производства, даже сверхсложные стеклопакеты научились изготавливать. Стоимость была сформирована на 6,5% ниже даже тендерной, даже в рублях, даже со сверхсложными для нас изменениями проекта", - рассказывает Бардун. "Нам аванс дали в ноябре 2013 года 76 млрд рублей. Но ни одной процентовки не подписали. А у меня этот аванс незакрытый завис, поэтому я даже не мог взять на оборотку кредит ни в одном банке. Был связан по рукам и ногам. Никогда не был в такой тупиковой ситуации", - вспоминает Бардун события годичной давности.

Сложность и в том, что "строительство шло параллельно с проектированием". "Нам с начала работ с октября 2013 года не подписали ни одного ежемесячного акта выполненных работ, только в части объемов и качества подписано. Мы сдали объект в апреле прошлого года. Но только в начале августа появилась проектная документация, в соответствии с которой нами были выполнены все работы. Но заказчик не захотел ей заниматься – поручили "Белстройцентру". Потом проверили в РНТЦ (Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве – TUT.BY). Сейчас этим занимается Госконтроль. Получается, что работой и ответственностью заказчика должны заниматься все, а время идет и деньги тают", - рассказывает Бардун.




Доминантой проекта стала пристройка стеклянной части аэровокзального комплекса. "Уникальность конструкции заключается в том, что на фасаде не использовалось ни одного одинакового стекла: появившийся металлический каркас не позволил даже частично унифицировать габариты стекол, как для противопожарного зенитного фонаря и стеклянного навеса, так и почти для всех витражей. Первоначальный тендерный проект предусматривал унификацию. Но фактически предоставленный нам фронт работ – ее абсолютно исключил. Потребовалась почти десять тысяч стекол, а они имели не повторяющийся размер и форму неправильных трапеций и ромбов. А каждый тип стекла, кроме порезки и обработки кромок, необходимо закалить, склеить в триплекс, потом склеить в стеклопакеты. Визуально сортировать такое множество стекол было просто нереально – только по маркировкам. Т.е. нужны были мозги и физическая сила – вес "стеклышек" по 150 кг, а стеклопакета - по полтонны. А потом их монтаж – на высоте в дожди-морозы, каждый – в свою смонтированную нами алюминиевую ячейку витража", - описывает сложность работ бывший директор МДО.

Бардун считает, что "сроки были очень сжатые, можно сказать нереальные. Риск не успеть сделать аэропорт к чемпионату мира был очень большой". "Нам говорили, мы объект и чемпионат спасли", - резюмирует он.

"После чемпионата мира в правительстве и Мингорисполкоме проводились специальные совещания по поводу задолженности перед МДО, но заказчик говорил, что не отдаст частникам из бюджета лишнего рубля. Пусть сначала все проверит Комитет госконтроля", - рассказал один из участников тех событий.

Заказчиком проекта был Национальный аэропорт Минск. Генподрядчиком - "Гроднопромстрой", тот самый, кстати, который строит АЭС. МДО и еще ряд компаний работали на субподряде.

Генеральный директор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян отказался общаться на данную тему с корреспондентом TUT.BY, потому что "у аэропорта нет никаких договорных отношений с "Минским домом окон" и посоветовал обратиться в "Гроднопромстрой".


Дмитрий Меликян. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Гендиректор "Гроднопромстрой" Абдулвагаб Вагабов уверяет, что "все договора, которые подписаны, им оплачены". "Пусть покажут акт сверки между подрядчиком и заказчиком. Там все видно. Мы выполняем все работы, которые требует заказчик. Что заказчик подписывает, он мне платит, я плачу им. То что Меликян заплатил по "Минскому дому окон" нам, мы оплатили им. Это их (МДО. - TUT.BY) желание получить за работу по другой расценке. Там есть органы, которые все это проверяют согласно проектно-сметной документации", - говорит он. "У меня тоже там есть долги, но я решаю вопросы не через журналистов, а в соответствии с договорами подряда", - резюмирует глава "Гроднопромстроя".

Иван Бураковский был недоступен для комментариев. В его головной компании ОП НИИ ПКД сказали, что "там был директор Бардун, который получил долю в 20%, на нем было операционное управление и он должен нести всю ответственность". Валерий Бардун подтвердил, что "имел долю в компании, но после увольнения отдал ее бесплатно учредителям".




В компании "Трайпл" уверяют, что учредители уже не имеют никакого отношения к МДО. Несколько источников в самой компании заявили, что в декабре "Чиж действительно продал долю, сегодня собственниками являются Бураковский и Дмитрий Врублевский". Они утверждают, что в настоящее время "у МДО счета арестованы, а вся деятельность ведется через фирму Врублевского". Получить комментарий у Дмитрия Врублевского не удалось.

P.S. Пока готовился материал, работники МДО получили ответы из госструктур. Их заверили, что в сложившейся ситуации разберутся компетентные органы.
←Профицит республиканского бюджета Беларуси за январь составил 9,3% ВВП

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика