С 1 марта рыночные торговцы начнут пополнять ряды тунеядцев
Через две недели для ИП, торгующих на рынках одеждой и обувью, закроется последняя возможность продавать товар без сопроводительных документов. Надежду найти товар с документами они похоронили уже давно.
В понедельник 16 февраля в Минск, казалось, съехались все рыночные торговцы страны. В зале гостиницы «Беларусь», где организация «Перспектива» обычно проводит форумы для обсуждения наболевших вопросов, на этот раз было не протолкнуться. Люди стояли в проходах между рядами и заполнили весь холл.
Нынешнее собрание ИП, торгующих на рынках, было уникальным не только по количеству участников, но и по присутствию высоких чиновников, обычно игнорировавших подобные мероприятия. На этот раз перед негодующими «ипэшниками» держали слово начальник Департамента предпринимательства Минэкономики, начальник Управления торговли и услуг Минторга, представитель МНС, Госстандарта, а также облисполкомов. Выступления чиновников сопровождались выкриками из зала, смехом, а порой и вовсе останавливались под шквалом возмущения.
Градус напряжения и атмосфера в зале была как перед судным днем. Тем тривиальнее кажется тема, вызвавшая такое бурление. С 1 марта рыночные торговцы не смогут продавать остатки товара, ввезенного еще до введения требований по сертификации. Эти остатки ИП продают уже восемь месяцев, и через две недели государство намерено сказать «хватит». ИП утверждают, что теперь придется закрываться всем.
Почему остатки так важны «ипэшникам»?
Лидеры предпринимателей подчеркивали, что остатки были ввезены в соответствии с действующим на тот момент законодательством, что по ним уплачены налоги – теперь они являются собственностью ИП и их нельзя забирать.
Однако очевидно, что проблема гораздо глубже: остатки были последней лазейкой, которая позволяла «ипэшникам» продавать товар без сопроводительных документов. Государственные органы не раз отмечали, что торговцы под видом остатков продают новый товар.
На очередной упрек со стороны чиновников один из предпринимателей заявил: «Все знают, что остатки – это пять штанов 36-го размера и пять – 52-го. Если бы мы не подкладывали [новый товар], нам все это время просто нечем было бы платить налоги».
Через две недели рыночные торговцы налоги платить перестанут – легальных возможностей продавать товар без документов у них не будет.
Почему за два с половиной года ИП не нашли товар с документами?
Техрегламент ТС "О безопасности продукции легкой промышленности" вступил в силу 1 июля 2012 года, однако ИП до сих пор не смоли к нему адаптироваться. Рыночные торговцы не могут делать документы на свой товар сами – партии слишком малы. Предполагается, что этим должны заниматься оптовые поставщики.
Но проблема в том, что самые популярные среди наших ИП оптовые рынки, находящиеся в Москве и других крупных российских городах, не продают сертифицированный товар. То есть попросту не соблюдают требования Таможенного союза. По-крайней мере, так утверждают белорусские предприниматели. По их заверениям, некоторые российские оптовики могут предоставить сертификат – поддельный и очень дорогой.
В такой ситуации белорусские власти пробовали обратиться к российским коллегам с просьбой навести порядок.
Кто наведет порядок в России?
Россия отрицает, что в ее торговых объектах продается товар без документов.
«Нас обвиняют, когда мы говорим, что наши ИП закупают в России продукцию без маркировки единым знаком, - сказал на форуме начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта Василий Королюк. – Говорят, пройдите по киоскам, магазинам - у нас все проверено и имеет знаки. Где ваши предприниматели берут продукции? Она незаконная и нелегальная. А если она нелегальная, то никто ее не будет регистрировать и сертифицировать».
Белорусская сторона предлагает России бороться с нелегальной продукцией, однако вопрос пока повис в воздухе.
«Ежедневник» поинтересовался, почему ИП нацелены только на российские оптовые рынки. Почему не возят товар из других стран?
Представитель «Перспективы» Вячеслав Пилипук объяснил, что на наших рынках присутствует товар из Польши, Украины и других стран. Но он все равно привозится оптовиками в Москву, а оттуда покупается нашими ИП. Процедура растаможки нынче стала слишком сложной и дорогой, чтобы ею занимались отдельные торговцы, к тому же теперь к ней добавилась процедура сертификации.
Помогут ли белорусские базы?
Получается, что ИП могут возить товар лишь с оптовых рынков внутри ТС. Поэтому логичным выглядит альтернативное предложение белорусских чиновников пользоваться отечественными оптовыми базами, которые, в отличие от российских, честно соблюдают законодательство.
По информации Минторга, таких баз в Беларуси более 30. Однако ИП по непонятным министерству причинам остаются к ним равнодушны. Чем отечественные базы не угодили рыночным торговцам?
«Чиновники пытаются возродить старые оптовые базы, например Белхозторг, Белтрикотажторг, Белгалантерея, - отметил Вячеслав Пилипук. – Но они привыкли работать с ограниченным ассортиментом – в те времена людям хоть что-нибудь дай – это было уже хорошо. Предлагаемого ассортимента на всех 80 тысяч предпринимателей не хватит».
К тому же торговцы нарекают на представленные модели, которые не найдут спроса у покупателей, и на цену товара, которая сравнима с розничной.
Предприниматели были бы готовы создать частные базы, «если бы государство создало для этого законодательные и налоговые условия и инфраструктуру».
Что будут делать ИП?
Сегодня предприниматели стоят перед выбором: либо платить налоги и арендную плату на март, либо не открываться. Они собираются массово писать обращения к президенту, надеясь добиться правды.