Юристы: Механизм уплаты 30-процентного сбора при продаже валюты остается неясным
Природа 30-процентного сбора при продаже валюты, механизм и источник его уплаты пока остаются неясными. К такому выводу пришли юристы ООО «Бейкер Тилли Бел», комментарий которых размещен на сайте компании.
«Из пресс-релиза, распространенного Национальным банком и Советом министров 19 декабря 2014 года, стало известно о решении правительства и Национального банка об установлении обязательного сбора при покупке валюты физическими и юридическими лицами. Однако пресс-релиз сам по себе нормативным правовым актом не является, поэтому природа сбора, механизм и источник его уплаты пока остаются неясными», — говорят юристы.
Как они прокомментировали, классическое понимание термина «сбор» относится к сфере регулирования налогового законодательства. Согласно статье 11 Налогового кодекса установление, введение и прекращение действия сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс. Сборы (пошлины) могут устанавливаться также президентом, передает БелаПАН.
В упомянутом пресс-релизе говорится, что «предприятия и банки будут уплачивать данный сбор при покупке валюты на бирже, граждане — в виде комиссии при покупке в банках. Уплаченные средства будут направляться в бюджет». «В этой связи возникает масса вопросов относительно природы 30-процентного платежа при покупке валюты. Если это сбор в смысле, понимаемом налоговым законодательством (а из пресс-релиза такие его признаки вполне просматриваются), то нам надо дождаться появления закона или нормативного правового акта президента о его введении, чтобы появилось правовое основание для взимания данного сбора», — считают юристы.
«Если это некая банковская комиссия или банковский тариф, который предписывается взимать банкам, бирже, то на каком основании данные организации будут перечислять взысканные средства в бюджет?» — задаются вопросом эксперты.
Пока Национальный банк довел до банков информацию о необходимости взимать 30-процентный сбор в виде комиссии с физических лиц. «Однако сумма комиссии подлежит включению в доходы банка и будет подлежать налогообложению в общеустановленном порядке, как и биржевой сбор у биржи. Следовательно, ввиду того что сумма комиссии и биржевого сбора попадут в налогооблагаемую базу, перечислить их в бюджет в той же сумме, что была взыскана с покупателей валюты, возможно только если банк и биржа будут тратить свои собственные средства на восполнение налоговых изъятий», — считают представители консалтинговой компании.
«Другой вариант — установить налоговые льготы для банков и биржи относительно взысканного сбора. Но это, опять же, потребует принятия нормативного правового акта президента или закона. Кроме того, если речь идет о банковской комиссии, то банкам необходимо еще выполнить процедуры одностороннего изменения имеющихся договоров с клиентами, например владельцами карточек. По всей видимости, в сложившихся чрезвычайных обстоятельствах запас времени для подготовки нормативной правовой базы для взимания сбора отсутствовал. Однако без нее механизм взимания и перечисления в бюджет 30-процентного сбора остается неопределенным», — резюмируют юристы.