Беларусь проигрывает Китаю на внутреннем рынке обуви

Источник материала:  
27.11.2014 08:52 — Новости Экономики

За последний год в Беларуси значительно упали продажи обуви, в том числе отечественного производства. Смогут ли белорусские фабрики противостоять импорту?

Беларусь проигрывает Китаю на внутреннем рынке обуви

Одним из последних предложений Николая Ладутько на посту главы Мингорисполкома было предложение разместить секции с белорусской обувью в крупных сетевых магазинах столицы. Чиновник заявил, что объемы продаж отечественного товара постоянно снижаются: «Ситуация просто катастрофическая. При таком количестве собственных производителей обуви объем импорта должен находиться на уровне 30-35%».

Сейчас он превышает 50%. В 2013 году в торговые сети поступило более 14 млн. пар импортной обуви, на 1 августа 2014-го — более 10 млн.


Китай обходит Беларусь по цене и ассортименту

«Марко» ежегодно выпускает более 4 млн. пар обуви. Около 60% товара остается в Беларуси. За последний год, подтверждает замдиректора по маркетингу Валентина Умурзакова, значительно упал спрос. Она считает, что основная причина — рост серого импорта.

Гендиректор «Белвеста» Юрий Суманеев обращает внимание, что в европейских странах производители обуви более защищены, чем в Беларуси:

«Такого засилия серого импорта, как на постсоветском пространстве, нет нигде в мире. В ЕС существует более мощная таможенная защита. А к нам через Казахстан и Россию тоннами идет китайский ширпотреб».

Ситуацию на рынке изменили также белорусские ритейлеры обуви. Стремительно растет торговая сеть «Мегатоп». Сейчас насчитывается 43 магазина и два дисконт-центра.

«Магазины типа «Мегатоп» приучили покупателя к китайской обуви, которая стоит от 190 тысяч рублей. Конечно, качественный белорусский товар не может конкурировать с такой ценой»,заявил начальник отдела сбыта «Белкелме» Руслан Быстрок.

Беларусь проигрывает Китаю на внутреннем рынке обуви

Специалисты гродненской фабрики «Неман» разделяют это мнение.

«У нас все работают легально, в соответствии с санитарными нормами и правами трудящихся. Мы не можем, как в Китае, заставить человека работать в три смены. И на китайскую зарплату белорусские рабочие не согласятся», — говорит замдиректора по маркетингу Татьяна Сысоева.

Однако эксперт по внешнеэкономической деятельности с Китаем Екатерина Главинская отмечает, что информация о низких зарплатах в Китае не более чем миф:

«Зарплата у китайских рабочих на обувных фабриках от 500 до 1,5 тыс. долларов в месяц. Основное преимущество здешних производителей — эффективная организация труда. Кроме того, китайцы внимательно отслеживают тенденции моды, ведь здесь отшивается весь мир. И производства частные — каждый бизнесмен болеет за свое предприятие».

В магазинах «Мегатоп» 15% ассортимента привозят из Витебска, где находится фабрика компании (товарный знак Happy family).

Остальную обувь торговая сеть импортирует из Китая, Индии, Вьетнама. Однако в компании отмечают, что разработкой моделей занимаются специалисты «Мегатоп».

«Согласно общепринятым мировым стандартам, родиной производителя принято считать именно ту страну, где была произведена разработка продукта, — отмечают в компании. — При выборе локации для производства руководство исходило из необходимости максимального уменьшения себестоимости товара без ущерба для его качества. Именно этим обусловлено базирование части производства компании в странах Азии. При этом весь производственный процесс на месте происходит под постоянным контролем белорусских технологов». 

Беларусь проигрывает Китаю на внутреннем рынке обуви
 

Сдерживать импорт из Китая у белорусских чиновников не получится, убеждена Екатерина Главинская.

«У частного бизнеса очень высокий интерес к китайской обуви. Здесь низкий порог для входа на рынок. Кожаную обувь отпускают всего по 120 единиц на модель, кожзам — минимум 1000 единиц».

Екатерина отправила запросы на несколько китайских фабрик, чтобы узнать, по какой цене* производитель отпускает обувь оптовикам.

 

 наименование обуви искусственная кожанатуральная кожа
 босоножки  3-5 долларов 7-10 долларов
 туфли 4-7 долларов 12-15 долларов
 полусапоги 7-13 долларов 15-25 долларов
 сапоги 10-25 долларов 25-50 долларов

*Цены без учета доставки, сертификации и таможенных пошлин


Имидж дороже экономии

У «Белвеста» также был небольшой опыт сотрудничества с китайскими предприятиями. Разработкой и технологическим контролем занимались белорусские специалисты, но сам пошив происходил в Китае. По словам гендиректора Юрия Суманеева, это насторожило белорусских покупателей.

«Наши постоянные клиенты, когда видели надпись «Сделано в Китае», говорили: «Мы пришли за «Белвестом», а не Китаем». Имидж дороже, поэтому мы отказались от такого опыта».

«Марко» не первый год пытается снизить стоимость продукции. В линейке «Оптима» выпускается обувь из кожзама, который, по словам производителя, закупается в Голландии и Италии. Из Китая «Марко», как и большинство обувных предприятий, везет фурнитуру, кожу и мех.

Мировые производители обуви также отдают предпочтение Китаю.

«Немцы, итальянцы заказывают пошив в Китае, но модели разрабатывают европейские дизайнеры, контролируют производство европейские конструкторы, — объясняет Юрий Суманеев. — На сегодня неважно, чьими руками сшита обувь. Важно, кто разрабатывает дизайн, управляет брендом и контролирует продажи».

При этом на рынке обуви предприятия конкурируют не столько объемами выпущенной продукции, сколько ассортиментом.

«Обувь — специфический товар. Можно выпустить миллион пар одинаковых туфель, но кто их будет покупать? — говорит гендиректор «Белвеста». — Требовательные покупательницы не хотят ходить в одинаковых сапогах, поэтому мы, во-первых, стараемся увеличить модельный ряд. А во-вторых, расширять торговую сеть, чтобы наша обувь была представлена в разных городах Беларуси и России».

Беларусь проигрывает Китаю на внутреннем рынке обуви


У белорусской обуви — свой потребитель

По словам товароведов ЦУМа, у белорусской обуви есть свой покупатель. В универмаге примерно 70% отечественной обуви и 30% импортной.

«Нам никто не навязывает, какая обувь должна быть на прилавках, — пояснила сотрудница магазина. — Выбор всегда делает покупатель. Белорусским производителям нужно смотреть, какие модели наиболее ходовые, и делать упор на их выпуск».

Замдиректора фабрики «Неман» считает, что белорусским производителям следует заботиться о качестве и этим удерживать постоянных клиентов.

«Да, было время, когда белорусы покупали дешевую китайскую обувь. Но когда увидели, что через месяц она разлетается, снова вернулись в наши магазины. У нас вся обувь из натуральной кожи. Белорусский покупатель знает, что такое качественный продукт, поэтому мы делаем на это акцент и не вступаем в борьбу с «одноразовым ассортиментом», — отметила Татьяна Сысоева.

Кстати, о качестве. По словам гендиректора «Белвеста», китайцы часто экономят на технологиях и материалах, поэтому обувь плохо вентилируется и надолго сохраняет химический запах клея.

Беларусь проигрывает Китаю на внутреннем рынке обуви

Екатерина Главинская говорит, что качество продукта — на совести контролеров: «По сути, Китай ни за что не отвечает после того, как обувь уходит с фабрики. Но это не значит, что вся обувь плохого качества. Если это серьезное производство, то заказчик следит за выпуском на всех этапах».

По словам сотрудников ЦУМа, покупатели сдают по гарантии и китайскую, и белорусскую обувь. А производители не спешат делиться цифрами, сколько пар обуви в месяц возвращается из-за брака.


Белорусские фабрики не устраивают условия гипермаркетов

Что касается присутствия на полках крупных магазинов в Минске, то далеко не всех производителей устраивают условия гипермаркетов.

Менеджер сети ProStore отметила, что гипермаркет предлагал сотрудничество «Марко», однако производителя не устроило, что деньги за товар магазин перечисляет после продажи, а нереализованный товар возвращает на фабрику. «У нас нет складов, чтобы все это хранить», — пояснили в ProStore.

Начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова настаивает: «Всё, что производится в Беларуси, должно быть на прилавках магазинов». И уточняет, что согласно постановлению Минторга «О перечнях товаров» в гипермаркетах должна быть представлена отечественная обувь, причем более 20 женских, мужских и детских моделей.

«Мы готовы поддержать белорусских производителей, но сейчас такая конкуренция, что нужно подумать и о снижении цен», — заметила чиновник.


Фото Екатерины Главинской



Адарья ГУШТЫН

←Белорусские пивовары недовольны контрольными знаками

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика