Россия сделает бесплатным вход на свой рынок для белорусских товаров
Белорусские продовольственные продукты решено освободить от уплаты так называемых входных «бонусов» за возможность попасть на прилавки магазинов российских розничных сетей. Инициаторами идеи выступили сами российские ритейлеры. Данный вопрос обсуждался в конце нынешнего августа в белорусской столице, куда прибыла группа представителей крупнейших российских торговых сетей во главе с руководителем департамента торговли и услуг Москвы Алексеем Немерюком.
Вход на российский рынок для белорусов сделают бесплатным
В конце августа текущего года в Минске между белорусскими поставщиками и российскими представителями торговых сетей во главе с главой департамента торговли и услуг Москвы Алексеем Немерюком обсуждалась перспектива отмены входной платы с импорта продуктов за право попасть на прилавки российских магазинов. Авторами идеи выступили сами российские ритейлеры, которые заинтересованы в упрощении процедуры продовольственного товарооборота с Беларусью. Таким образом, при обоюдном согласии в скором времени белорусы могут перестать платить «бонусы» за возможность попасть в руки российских покупателей.
Подобные взносы давно уже официально запрещены согласно российскому законодательству. Однако, ритейлеры ухитряются неофициально взимать платежи под видом оплаты за консультационные услуги, рекламу или маркетинг. Только за единичную товарную позицию ставка варьируется от 1 до 25 миллионов рублей, что в эквиваленте американской валюты составляет 27-675 тысяч долларов. Оговоримся, что данная ситуация сложилась вокруг европейских товаров, которые в начале этого августа попали под российский запрет на импорт.
Многие ритейлеры сообщили, что рассмотрение отмены «бонусов» пока не нашло своего письменного оформления, то есть, пока никаких договоров составлено и подписано не было, поэтому информация «де факто» и «де юре» остается не уточненной.
Интересно мнение представителя Х5 Retail Group Владимира Русанова, который рассказал, что в белорусской столице речь шла о расширении сотрудничества между нашими странами, а не о каких бы то ни было входных льготах, которые морально устарели и изжили себя. Русанов неоднократно акцентировал внимание на том, что плата за вход на российский рынок давно уже отменена по большинству товарных категорий не только для белорусов, но и для остальных зарубежных поставщиков продуктов.
Своего коллегу поддержал и директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, который подтвердил, что для поставщиков свежей плодоовощной продукции из-за рубежа входной бонус аннулирован. Он особо подчеркнул, что в данном случае страна происхождения не играет никакой роли. По мнению заместителя начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Снитко, входную плату обнулят и для отечественных производителей, так как импортные аналоги их продукции попали под санкции. Кроме того, импортное мясо редко попадает под реализацию российскими торговыми сетями, а совокупный объем белорусской колбасы незначителен. Как считают единодушно эксперты, в выигрыше останутся белорусские молокопроизводители. По данным «Белстата», только за прошлый год экспортный объем поставок белорусской молочной продукции в нашу страну в валютном измерении превысил 2 миллиарда долларов США, что в процентном соотношении составило 80-95% от общего количества экспорта, включая сыры, творог и цельномолочную продукцию.
Председатель правления концерна «Союзмолоко» Андрей Даниленко считает, что в свете последних событий для Беларуси открывается уникальная возможность существенно нарастить долю экспорта на российский рынок, так как она обладает всеми ресурсами и большим потенциалом для выпуска всего сегмента молочной продукции. Он также отметил, что белорусские производители начали активно закупать сырье в европейских компаниях для увеличения промышленных масштабов производства.
Эксперты также уверены, что на фоне торговых войн между Россией и странами ЕС белорусское продовольствие будет быстрее и легче доходить да российского потребителя в силу новых возможностей для поставщиков. Кроме того, белорусы смогут перепродавать россиянам и европейские продукты из санкционного списка в случае их тщательной переработки и пересортировки. Для них это будет двойной выгодой при полном освобождении от уплаты входных «билетов» для попадания на полки российских продуктовых сетей. Однако, нечестные белорусские поставщики, воспользовавшись этой ситуацией, пытаются реэкспортировать в Россию запретную продовольственную продукцию под видом собственной, заклеивая иностранные этикетки своими. Подобные случаи мошенничества были неоднократно зафиксированы на таможне Роспотребнадзором и товары отправлялись обратно после того, как под белорусской эмблемой оказалась польская или испанская. В этом Владимир Путин упрекнул президента Беларуси Александра Лукашенко.
Белорусским продуктам дан «зеленый свет»
В соответствии с законом «О торговле» ритейлер вырабатывает различные условия сотрудничества, включая стоимость, объемы, доставку и оплату, с разными поставщиками. Однако, еще раз напомнил генеральный директор компании «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, в современной практике рыночных отношений входные «билеты» действительно запрещены по закону, поэтому ему удивительна вся эта шумиха вокруг якобы отмены российскими ритейлерами взимания платы за попадание белорусских товаров на прилавки наших магазинов.
На самом деле, уверяет Бурмистров, крупные торговые сети давно уже исключили подобную деятельность из своей практики и пользуются более цивилизованными рычагами взаимодействиями. Так может, именно эти так называемые современные инструменты сотрудничества между поставщиками и ритейлерами и имеются в виду? Ведь никто не отрицает присутствия по сей день неофициальных платежей за проникновение товаров на внутренний рынок, правда, теперь все это делается завуалированно. Выходит, теперь в отдельных договорах на поставки будут отсутствовать графы с указанием стоимости консультационных, рекламных и маркетинговых услуг.
Немногим ранее на льготные условия для вхождения на российский рынок претендовали поставщики крымских вин. Не далее как в марте текущего года велась дискуссия по поводу выделения специальных стеллажей в магазинах и организации дегустации вин непосредственно в торговых залах. Кроме того, крымские виноделы надеются на гибкую ценовую политику и скидки на оплату маркетинговых услуг, под которыми понимается ничто иное, как входные бонусы. Окончательное решение по этому вопросу пока не оглашалось.
Депутат Законодательного собрания Свердловской области Лев Ковпак считает, Беларусь славится своими колбасными и сырными изделиями, поэтому у них есть все шансы заполнить российские прилавки магазинов своими товарами на очень выгодных для белорусов условиях. Да, теперь им действительно будет проще и легче попасть к российскому потребителю, так как они будут экономить существенную сумму денег. Кроме того, белорусским поставщикам повезло и в том плане, что они могут закупать невостребованную из-за санкций России продовольственную продукцию и перепродавать пресловутые польские яблоки нам под своей этикеткой, извлекая из этого двойную пользу. Глупо было бы на месте Беларуси отказаться от представившегося счастливого случая. Однако, здесь есть и оборотная сторона медали, которая может больно ударить по карману россиян, так как экономически упущенную выгоду ритейлеры захотят возместить, а страдает, как известно, всегда конечный потребитель. Следовательно, стоит ожидать нового скачка цен на следующие партии продуктов.
Отметим также, что на российский рынок рвутся и другие страны, в частности Сербия, Бразилия, Марокко, Тунис, Иран и государства Восточной Азии. Уже сейчас с представителями государств ведутся переговоры по наращиванию экспорта продовольствия в Россию. Будут ли для них отменены входные бонусы, пока не известно. Ясно одно - Беларуси необходимо поторопиться и воспользоваться уникальной возможностью для своей страны, пока она не стала козырной картой поставщиков из других стран.
Безусловно, данная мера продиктована стремлением правительства защитить своих граждан от последствий санкций. Насколько эффективным окажется решение собственными силами российских ритейлеров продуктовой проблемы, остается неясным. С точностью можно утверждать, что российские потребители любят и уважают белорусскую продукцию, охотно ее покупают, поэтому покупательский спрос на продукты из соседней Беларуси будет весьма высоким.
Автор: Сергей Василенков, 21.by