Владимир НАУМЧИК: «Надо ли восхищаться тем, что сельчане работают от зари до зари...»
Этот праздник весны символизирует возрождение, стремление к новой жизни. Для сельчан же — еще и завершение основных полевых работ, связанных с севом. Профсоюзы страны рассматривают юбилейную дату как хороший повод поговорить об успехах и проблемах. Председатель республиканского комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Владимир НАУМЧИК подводит итоги переклички областей, которую «СГ» проводила к этой дате совместно с БРК, делится своими мыслями по актуальным вопросам АПК и роли профсоюза в их решении.
— Владимир Фомич, почему так важен вопрос защиты здоровья человека на рабочем месте? Неужели он может заслонить все остальные проблемы?
— На полях и фермах появляются новые высокопроизводительные машины и механизмы. Одно неосторожное движение — и травма, а то и смертельный случай. Поэтому все большую актуальность приобретает обучение человека безопасному труду, предупреждение несчастных случаев. Профсоюз совместно с нанимателями постоянно проводит собрания, инструктажи работников, особенно накануне полевых работ.
Большое значение имеет профилактика. Поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы, скажем, во время полевых работ огораживалось специальное место для отдыха, приема пищи и чтобы люди находились только там. Самое опасное, если человек во время уборки вздумает лечь в валок или копну. Он становится невидимым для водителей и комбайнеров. Отсюда и до несчастья недалеко.
Неизменным с нашей стороны остается и требование о том, чтобы обувь у механизаторов была с закрытой пяткой. К сожалению, многие в теплое время предпочитают носить шлепанцы. Но они не обеспечивают устойчивого положения ноги, что может привести к травмам при работе на различных машинах.
Бороться приходится и за использование полноценной спецодежды. Почему нужна именно она, а не, скажем, обычный пиджак или куртка? У хорошей спецодежды рукава от локтя крепятся на кнопках или липучках. Поэтому даже если захватит вращающийся механизм, они легко оторвутся, и человек не пострадает.
— А если все же несчастье случилось, семья осталась без кормильца. Как ее может поддержать профсоюз?
— Мы заключаем тарифное соглашение с Министерством сельского хозяйства и продовольствия. В нем есть положение, что семье погибшего на производстве наниматель выплачивает не менее 10 среднегодовых зарплат. Но, изучая последние случаи, сталкиваемся с неоднозначными подходами. Есть смерти по вине нанимателя: работнику дали неисправную машину или механизм, не обеспечили надлежащих условий защиты и т.д. Но случается, что и сам пострадавший виноват: нарушил правила техники безопасности, находился на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Почему в этом случае работодатель должен платить? Но у пострадавшего семья, которая осталась без кормильца. Как быть ей? На эти вопросы ответить непросто. Поэтому к каждому ЧП мы стараемся подходить индивидуально, учитывать все плюсы и минусы.
В большинстве случаев наниматели с пониманием относятся к интересам семей пострадавших. Но бывает, что и упираются с выплатами. Так было, например, на Березинском льнозаводе, где погиб оператор котельной. Лишь после оформления нашим профсоюзом иска и нескольких судебных заседаний нанимателю пришлось выплатить причитающуюся сумму семье пострадавшего.
Хуже всего, если работодатели всячески открещиваются от внесения в колдоговор пункта о компенсации погибшим. В связи с этим мне вспоминается случай в одном из районов Минской области. Там руководитель сельхозпредприятия отказался включить в колдоговор выплаты в случае смерти человека на рабочем месте. А через некоторое время сам трагически погиб, и жена и трое детей не получили приличной суммы. Конечно, администрация и профсоюз помогали этой семье, но тех денег было значительно меньше, чем получали другие в подобных ситуациях.
— Раз мы затронули коллективные договоры, поговорим о них шире.
— Есть условный стандартный колдоговор с базовыми положениями о защите интересов работников. Но немало предприятий идет дальше. Включают за счет нанимателя обработку приусадебных участков, заготовку кормов для личного скота, обеспечение топливом, помощь молодым специалистам и пенсионерам.
Бывают и нестандартные ситуации. В Сенно по инициативе райкома профсоюза работников АПК и за его деньги организованы бесплатная баня и услуги парикмахера для механизаторов сельхозпредприятий. Этот почин пришелся по вкусу людям не столько из-за экономии денег, сколько времени. Ведь у сельских тружеников в связи с большой занятостью часто нет возможности съездить в парикмахерскую райцентра.
— Часто ли наниматели нарушают положения колдоговоров?
— Нельзя сказать, что это носит массовый характер, но случаев таких немало. И каждый из них не остается без внимания профсоюза. Скажем, за прошлый год по нашей инициативе было восстановлено 35 незаконно уволенных работников. Возвращено неправильно удержанных или невыплаченных членам профсоюза более 84 миллиардов рублей.
Например, 376 работникам ОАО «Крутогорье-Петковичи» Дзержинского района доплачено почти 320 миллионов рублей за работу в сверхурочное время. И такие факты есть почти в каждом районе. Некоторые наниматели за работу в сверхурочное время производят доплаты не в полном объеме. Как правило, такие нарушения выявляются относительно работников со сдельной оплатой труда. Наниматели начисляют за работу в сверхурочное время не по двойным сдельным расценкам, а по часовым тарифным ставкам.
О гарантиях по доплатам до минимальной заработной платы. Только в Минской области по рекомендациям профсоюза работникам по данному основанию доплачено 345 миллионов рублей.
В соответствии с условиями коллективных договоров наниматели обязаны производить доплату за работу в ночное время в размере не ниже 40 процентов часовой тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы в ночное время или ночную смену. По рекомендациям профсоюза 35 работникам ОАО «Старосельское» Крупского района за работу в ночное время доплачено 22,5 миллиона рублей, 5 работникам КСУП «Спутник-Агро» Логойского района — 4 миллиона рублей.
— Какие еще острые проблемы вас сегодня больше всего волнуют?
— На протяжении многих десятилетий газеты с восторгом пишут, что сельские труженики работают от зари до зари. А надо ли этим восхищаться? Сегодня одна из причин оттока кадров на селе — ненормированное рабочее время. Кроме того, что это лишает человека свободного времени, так еще появляется и фактор переутомления, который приводит к ошибкам при работе на сложных машинах. А это может закончиться травмами и несчастными случаями. Но даже если и не будет ЧП, переутомление приводит к потере здоровья. Отсюда — ранняя инвалидность и смерть людей трудоспособного возраста. Поэтому со всей остротой встает проблема упорядочения рабочего времени.
Вопрос надо ставить так: даже в горячую пору полевых работ человек не должен трудиться больше 12 часов, а за переработку ему необходимо обязательно предоставлять отдых. С учетом сегодняшней технической оснащенности старый термин «битва за урожай» утратил свое значение. Теперь есть возможность спокойно в отведенные сроки провести все полевые работы.
Ограничение рабочего времени касается и выходных дней. Не зря же министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц как-то сказал, что каждый работник должен иметь минимум один выходной в неделю. Кстати, в агрокомбинате «Дзержинский», который он раньше возглавлял, это считалось правилом.
Не следует забывать и о таком понятии, как суммированный учет рабочего времени. Если человек во время полевых работ занят по 12 часов в сутки, то чтобы в среднем выходило по 8, надо зимой, если есть возможность, давать два выходных в неделю или делать укороченный рабочий день, за то что перетрудился в горячую пору.
Мы неоднократно заявляли, что чествование земледельцев на республиканских «Дажынках» — дело хорошее. Но при этом забытыми остаются животноводы. А ведь именно они поставляют большую часть продуктов питания на наши столы и львиную долю сельхозпродукции на экспорт. Поэтому мы внесли предложение в Минсельхозпрод и разработали условия республиканского соревнования животноводов. На эту проблему обратил внимание и Президент Александр Григорьевич Лукашенко, который предложил изменить формат главного праздника хлеборобов и одновременно по итогам года чествовать лучших животноводов.
— Владимир Фомич, как будете праздновать знаменательную дату — 110-летие профсоюзного движения Беларуси?
— Юбилей отметят во всех профсоюзных организациях, а также в районных и областных комитетах профсоюза. В торжественной обстановке будут чествовать активистов и ветеранов профсоюзного движения. БРК профсоюза работников АПК наградил лучших наших работников почетными грамотами и денежными премиями. Их получат по 5 человек от каждой области. Кроме того, около 150 членам нашего профсоюза вручат юбилейные медали.
1 мая Федерация профсоюзов Беларуси в парке Янки Купалы в Минске проведет митинг. Там соберутся профсоюзные активисты, представители трудовых коллективов, нанимателей, государственных органов, гости из других стран. Будет проанализировано состояние профсоюзного движения, его успехи и проблемы. Состоятся большие гуляния и праздничный концерт.
ИЗ ИСТОРИИ ПРОФСОЮЗА
1905 год. Профсоюз рабочих колбасных предприятий Минска возглавил забастовку с требованием сокращения рабочего дня до 10,5 часа, повышения зарплаты и понедельной ее выдачи.
1919 год. Организован профсоюз сельскохозяйственных рабочих Литовско-Белорусской ССР.
1921 год. Впервые в истории Беларуси группа сельскохозяйственных работников направлена в дом отдыха.
1934 год. Союз сельскохозяйственных рабочих разделился на 14 профсоюзов по узкоотраслевым и территориальным признакам.
1947 год. Возобновлена практика заключения коллективных договоров, временно отмененная в 30-е годы.
1964 год. Организованы профсоюзные организации в колхозах.
1986 год. Все отраслевые профсоюзы, связанные с сельским хозяйством и переработкой объединены в единый профсоюз работников агропромышленного комплекса.
1990 год. Вместо республиканского в составе профсоюза работников агропромышленного комплекса СССР создан аналогичный самостоятельный белорусский профсоюз.
Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»