Евразийская экономическая неопределенность
Уже к маю этого года должен быть полностью согласован и готов к подписанию договор о Евразийском экономическом союзе между Казахстаном, Россией и Беларусью. Однако пока ключевые фигуры евразийской интеграции не могут договориться по ряду ключевых экономических вопросов. Хватит ли им одного месяца, чтобы согласовать все то, что они не могли согласовать несколько последних лет в рамках Таможенного союза?
1 января 2015 года на постсоветском пространстве должно появиться новое межгосударственное образование – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Об этом еще в 2013-м окончательно договорились президенты стран Таможенного союза: Беларуси, Казахстана и России. И, в соответствии с принятым ими графиком, уже в мае нынешнего года должен быть подписан Договор о Евразийском экономическом союзе.
Предполагается, что церемония подписания состоится в конце мая в Астане на Высшем экономическом совете на уровне президентов. По крайней мере, такое мнение не раз высказывал руководитель секретариата, министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Аскар Кишкембаев.
Изначально предполагалось, что договор о ЕАЭС создаст условия для стабильного развития экономики, свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы без каких-либо изъятий и ограничений. Собственно, эта идея была положена еще в основу Таможенного союза (ТС), но так до конца и не была реализована. Однако Евразийский экономический союз должен был пойти еще дальше – его члены намеревались проводить согласованную, скоординированную или вообще единую политику в макроэкономике, финансовом секторе, промышленности, регулировании действий субъектов естественных монополий, охране и защите интеллектуальной собственности, на рынке труда и т. д.
Но на практике договориться оказалось совсем не просто. Так, прошедшее 5 марта заседание Высшего Евразийского экономического совета показало: ряд спорных вопросов, касающихся договора о ЕАЭС, остается нерешенным. По словам белорусского президента, готовность проекта оценивается на уровне 70-80%. «Сближения по наиболее чувствительным позициям для каждой из сторон практически не произошло, в том числе по формированию общего энергетического рынка, либерализации автомобильного транспортного рынка, доступу к газотранспортной системе, правилам субсидирования сельского хозяйства. Стороны постоянно выдвигают новые предложения, которые могут размыть уже имеющиеся договоренности», – сказал Александр Лукашенко.
Наибольшее количество нерешенных вопросов – это трудности с доступом
продукции стран-членов Таможенного союза на рынки друг друга. До сих пор три
страны активно используют нетарифные технические барьеры: меры по сертификации,
лицензированию, квотированию, что прямо сдерживает взаимную торговлю. Например,
до сих пор не сформирован общий рынок алкогольной продукции. Россия и Беларусь
ограничивают доступ казахстанской продукции на их рынок – в частности, Госдума
России обсуждает проект закона об ограничении ввоза алкогольной продукции из
Казахстана в размере
Есть проблемы и с единым рынком труда: все та же Госдума России приняла закон, который запрещает оказывать транспортные услуги на территории РФ лицам, которые не имеют водительских прав, выданных в России. Другой болезненный вопрос – тендеры при проведении госзакупок. Нередко при проведении государственных закупок в любой из трех стран ТС приоритет отдается национальным поставщикам. В частности, эта проблема в прошлом году подпортила белорусско-российские отношения.
Но один из главных «камней преткновения» на пути достижения согласия между Минском и Москвой – вопрос нефтяных пошлин. Напомним, что в рамках одного из т.н. изъятий из правил ТС Беларусь перечисляет в бюджет России вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и экспортируемые за пределы Таможенного союза. Что нашей стране очень невыгодно. Так, за 2013 год Беларусь перечислила в российский бюджет в виде вывозных пошлин на нефтепродукты $3,3 млрд. А в январе 2014-го, по данным Нацбанка, – уже $306,7 млн тех же нефтепошлин.
В конце декабря 2013 года вице-премьер Петр Прокопович на совместном заседании обеих палат парламента заявил, что с 2015 года Беларусь рассчитывает получать $3,5-4 млрд ежегодно за счет прекращения практики перечисления вывозных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет. Но тут он, скорее, просто озвучил давнюю мечту белорусских властей. Ведь еще осенью 2013-го Александр Лукашенко убеждал себя и других в том, что все изъятия и ограничения в рамках Таможенного союза будут сняты с 1 января 2014-го. «На какой-то процент нефти сняли таможенные пошлины, а за остальные – отдайте нам в бюджет. Мы перечисляем в бюджет России за нефтепродукты, вывезенные на Запад, $4 миллиарда. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты», – сказал белорусский президент 11 октября прошлого года на пресс-конференции для российских региональных СМИ. Впрочем, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ответ заявил, что Россия готова перейти на торговлю нефтью и нефтепродуктами с Беларусью без экспортных пошлин с 2015 года, если Минск снимет все изъятия в торговле с Москвой в рамках Таможенного союза.
И вот теперь Беларусь предлагает Евразийской экономической комиссии включить прямо в проект договора о ЕАЭС норму об устранении изъятий в вопросах торговли нефтью и нефтепродуктами. По мнению белорусских властей, Евразийский экономический союз должен основываться на полноценном Таможенном союзе, что подразумевает свободу движения товаров и отсутствие каких-либо ограничительных мер в этом вопросе. Соответственно, считают в Минске, практика перечисления Беларусью в российский бюджет вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты должна быть отменена, то есть вывозные таможенные пошлины должны перечисляться в бюджет страны – экспортера нефти и нефтепродуктов.
Однако в Москве деньги считать умеют. Так, заместитель министра финансов России Сергей Шаталов недавно заявил, что отмена торговых квот и других ограничений повлечет рост предоставляемых Россией субсидий Беларуси и Казахстану в пять раз, до $30 млрд в год. «Это много, – сказал он. – Поэтому надо искать решения, в том числе политические».
По словам Шаталова, Россия может резко увеличить с 2015 года налог на добычу полезных ископаемых в случае отмены перечисления Беларусью нефтепошлин в российский бюджет. Понятно, что такое развитие событий увеличит входящую цену на нефть, что ликвидирует для Беларуси эффект от зачисления нефтепошлин в собственный бюджет. То есть, как говорится, что совой о пень, что пнем о сову…
26 марта, выступая в Совете Федерации, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов признал, что Россия, Беларусь и Казахстан сегодня настолько далеки от понимания в вопросе свободы торговли по ряду товаров, что разрешение этих разногласий может быть «вынесено за скобки» при подписании договора о Евразийском экономическом союзе в мае 2014 года. «В настоящий момент сохраняются несколько нерешенных вопросов, а именно торговли особо чувствительными товарами. Это нефть, нефтепродукты, газ, лекарственные средства, медицинские изделия, алкоголь и табачные изделия, – цитирует Шувалова ИТАР-ТАСС. – По этим вопросам стороны имеют позицию, что нужно зарезервировать на несколько лет право не обеспечивать полную свободу. Сейчас стороны настолько далеки от понимания общего знаменателя, как договориться по этим группам товаров, что нам, может быть, придется эти вопросы вынести за скобки мая текущего года».
Шувалов также отметил, что по упомянутым группам товаров нужно принять единые правила. «Нужно договориться, что акцизы по ним будут одинаковыми, за 4-6 лет выравнять эти акцизы. Уже есть договоренности на уровне министерств финансов», – сказал он.
В ответ начальник главного управления внешнеэкономической политики Минэкономики РБ Роман Бродов заявил, что Беларусь считает вопрос о перечислении вывозных пошлин на нефтепродукты решенным. «Другое дело, если кто-то пытается подсчитать свою упущенную выгоду, – сказал он. – Но мы считаем такой подход ошибочным, ведь на калькуляторе можно чего хочешь нафантазировать, однако это не будет во благо интеграции». Роман Бродов напомнил, что и с белорусской стороны в процессе интеграции были сделаны значительные уступки. Беларусь согласилась на значительное повышение ставок ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили. Также Беларусь в полном объеме взяла на себя обязательства РФ перед ВТО, что повлекло потери для белорусских производителей из-за снижения таможенно-тарифной защиты общего рынка.
В конце концов сгладить напряжение попытался российский посол в Беларуси. Хотя получилось у него как-то не очень. Так, Александр Суриков заявил 27 марта, что Россия готова устранить изъятия и ограничения во взаимной торговле между участниками ЕАЭС, в том числе в торговле нефтью и нефтепродуктами. «Надо соглашаться с устранением изъятий во взаимной торговле. Все три стороны над этим работают. Было единое мнение президентов, что все изъятия должны закончиться уже в этом году. По товарам, я думаю, это получится, – сказал посол РФ в Беларуси. – Второй вопрос – как это будет сделано. Надо с этим соглашаться, несмотря на то, что это чувствительно для сторон».
При этом дипломат особо подчеркнул: «Нефть во всем мире – биржевой товар. Мы это дело аккумулировали по внутренним ценам. Надо, изымая эту преференцию, приходить к адаптации экономики, чтобы она работала на рыночных принципах. Будут рыночные цены на нефть, это общая позиция президентов России, Беларуси и Казахстана».
Попутно российский посол напомнил, что сегодня в ТС есть изъятия в торговле табачной и алкогольной продукцией, а также морепродуктами. «Есть преференции по табаку и алкоголю, морепродукции. Здесь нужны тоже нормальные рыночные цены. Креветки из Калининграда попадают в Беларусь только через "Белрыбу", которая дает свою наценку и продает белорусам. Это, я считаю, неправильно, – сказал Александр Суриков. – Есть изъятия и в сфере банковских услуг. Я думаю, что большое количество изъятий исчезнет с подписанием договора, что-то останется с указанием сроков устранения».