Политика Большого скачка или троянский конь? Юрий Зиссер о Китайско-белорусском индустриальном парке

Источник материала:  
10.03.2014 17:09 — Новости Экономики


Конкуренция

Очевидно, изготовленная в Парке продукция в конечном итоге все равно будет попадать в Беларусь, если даже ей для этого придется проделать путь через границу. А значит, она даже после таможенной очистки будет конкурировать с белорусской, что вызовет массовое недовольство руководителей белорусских предприятий всех форм собственности. И если жалобы частников на недобросовестную конкуренцию наша власть всегда игнорировала, то государственное промышленное лобби без внимания и поддержки не оставит. Но как поддержать отечественные предприятия? Одной рукой развивать Парк, а другой - запрещать из него реэкспорт?

Продукция Парка доставит массу хлопот странам Таможенного союза. Например, трудно представить, что российский автопром, из-за которого белорусы уже третий год переплачивают по несколько тысяч долларов за каждый импортный автомобиль, потерпит у себя продукцию китайского автогиганта Great Wall, планирующего перенести в Парк производство китайских авто. Столь же "вдохновляющей" для экономик сопредельных государств выглядит возможная миграция производств с их территории в Беларусь в погоне их владельцев за налоговыми льготами.

Однако опасность подстерегает не только с востока. Со своей стороны Евросоюз может запросто перекрыть каналы импорта для всей белорусской продукции, охраняя свой рынок от подешевевших китайских товаров, продаваемых под маркой как китайских, так и белорусских. Причем для обеспечения экономических интересов помимо антидемпингового законодательства могут использоваться санкции.

Финансирование

Таким образом, в результате реализации проекта китайско-белорусского индустриального парка, по причине беспрецедентных льгот в ближайшее десятилетие не получая доходов в бюджет, мы рискуем взамен получить проблемы экологии, демографии, экономики и нажить сильных врагов.

Наконец, пикантная деталь: Парк для нас отнюдь не является подарком. В п.2.4 упомянутого президентского указа о создании Парка читаем: "Доля белорусской стороны в уставном фонде совместной компании составляет 40 процентов, ее уставный фонд формируется за счет денежных вкладов в иностранной валюте, внесенных учредителями совместной компании". Напоминаю, что Парк является совместным детищем обоих государств.

Возникает естественный вопрос: за чей счет банкет? Ответ содержится в словах президента на том же совещании 14 февраля: "Если вы хотите очередной проект, половину как минимум повесить на бюджет, у меня таких денег нет… Это должен быть исключительно коммерческий проект… Если китайцы кому-то давали кредит под 2,5-3%, то под 5-6% мы кредиты брать у них не будем". Что это, если не намек-просьба китайским товарищам предоставить низкопроцентный кредит для финансирования доли Республики Беларусь в уставном фонде совместной компании? Что ж: если нам не удается многовекторность в политике, то в кредитовании она развивается достаточно успешно.

Все это не значит, что Парк не нужен. На фоне стагнации нашей экономики Парк может оказаться островком благополучия. Однако важно трезво понимать его возможности и ограничения и тщательно контролировать его развитие с учетом описанных выше рисков. А главное - не строить иллюзий о его фантастической выгоде и стратегической значимости для развития экономики Беларуси.

←Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в Беларуси за 2013 год возросли на 34,4%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика