Кремль не разделяет стремление Лукашенко построить «здесь Эмираты»

Источник материала:  
15.12.2013 11:53 — Новости Экономики

Кремль не разделяет стремление Лукашенко построить «здесь Эмираты»Москва сохранила на 2014 год важнейшее для Минска изъятие из режима свободной торговли — экспортные нефтяные пошлины. При том, что эксперты назвали такой шаг ожидаемым, проблемы в отношениях союзников этим не ограничиваются.

9 декабря правительство РФ продлило на 2014 год соглашение с Беларусью по нефтяным пошлинам, которое предусматривает перечисление в российский бюджет экспортных пошлин на российскую нефть и сделанные из нее нефтепродукты.

В первой половине октября Александр Лукашенковыказал недовольство этим механизмом. «Мы перечисляем в бюджет России только за нефтепродукты, вывезенные на Запад, четыре миллиарда долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты», — подчеркнул Лукашенко.

«Путин пообещал с 1 января 2014 года убрать все изъятия», — заявил белорусский официальный лидер. Без этого, как сказал он тогда, Беларусь не потянет Евразийский союз.


Неполноценный союз

Директор Белорусского института стратегических исследований (BISS) Алексей Пикулик не удивлен, что решение вопроса о пошлинах затягивается: «Зачем отдавать даром то, по поводу чего можно долго торговаться?».

Экономист Сергей Чалый также ожидал сохранения статус-кво в вопросе экспортных нефтяных пошлин.

«Это временный порядок до тех пор, пока нет соглашения о разделе экспортных пошлин. А поскольку ничего подобного нет и не предвидится, продолжает действовать старый порядок», — пояснил БелаПАН Чалый.

Дело в том, что российско-белорусские нефтяные отношения регулируются соглашением от 2010 года. Россия поставляет в Беларусь нефть и нефтепродукты без экспортных пошлин. Однако пошлины уплачиваются в российский бюджет при осуществлении Беларусью реэкспорта этих товаров за пределы ТС либо экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти.

Существование такого соглашения нетипично для таможенных союзов, в которых государства должны распределять все пошлины (и импортные, и экспортные) между своими бюджетами пропорционально объему импорта и экспорта каждого члена соответственно.

Однако Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана создавался как протекционистское объединение, регулирующее только вопросы импорта, что потеряло смысл со вступлением РФ в ВТО, убежден Сергей Чалый.

В итоге невыгодное для Минска соглашение продолжает действовать, и это, в свою очередь, тормозит снятие уже Беларусью других торговых барьеров (которых вообще не должно быть в де-юре существующем Едином экономическом пространстве).

Так, 5 декабря с евразийского фронта пришла очередная новость: Беларусь рассматривает возможность отмены исключительного права государства на ввоз алкоголя и табака лишь с 2015 года. Речь идет об институте специмпортера, указанном Минэкономразвития РФ в списке ключевых белорусских торговых барьеров.

К слову, по данным экономиста Татьяны Манёнок, на сентябрь 2013 года в Таможенном союзе сохраняется около 600 изъятий из режима свободной торговли (и лишь в половине случаев ведется работа по отмене).


Беларусь — главный либерал тройки?

Почти не замеченным белорусскими обозревателями прошел материал российского «Коммерсанта», источники которого приоткрыли любопытные подробности переговорного процесса по тексту готовящегося договора о Евразийском союзе.

По данным издания, в то время как Россию больше всего беспокоят полномочия союзных органов, Беларусь выступает с явно иными приоритетами.

Так, Минск, если верить источникам «Коммерсанта», настаивает на максимальном снятии всех изъятий и барьеров из режима свободной торговли (это при том, что Беларусь — в четверке лидеров по количеству торговых ограничений для российских товаров).

С другой стороны, и Минск, и Астана выступили за ограничение свободы России в определении объема экспортируемых ресурсов монополий — создание общих правил регулирования деятельности таких организаций «для обеспечения баланса интересов потребителей» и «гармонизации» соответствующего законодательства членов союза, цитирует издание белорусско-казахские предложения.

Кроме того, стороны договора, по белорусской версии, должны находиться в равных конкурентных условиях и иметь единую политику госзакупок без дискриминации доступа хозяйствующих субъектов государств-членов союза к товарным рынкам друг друга.

И хотя большинство из белорусских инициатив, по данным «Коммерсанта», были холодно восприняты и в Москве, и в Астане, интересно уже то, что ярая противница рынка — белорусская власть — борется за чистоту конкуренции в госзакупках, ограничение монополий и свободу движения товаров.


Разные цели, разные возможности

Логическим завершением спора об экспортных пошлинах должно стать трехстороннее соглашение об их межбюджетном разделе. Но на этом проблемы могут не закончиться, считают эксперты.

«Я не вижу особого выигрыша для Беларуси, чисто арифметически, потому что деление все равно будет пропорционально экспорту. И все будет зависеть от того, какие годы брать в качестве базовых, потому что наш экспорт сокращается и, соответственно, доля нашего экспорта в будущем Евразийском союзе может оказаться не той, которую мы бы хотели», — отметил Сергей Чалый.

В целом позицию Минска, экономист считает «логичной и безупречной».

«Если речь о том, что нефтяные товары нужно считать товарами Таможенного союза, то Беларусь должна получать нефть по внутрироссийской цене. Судя по всему, позиция Беларуси в данном вопросе намного более радикальна, чем то, на что готовы были бы пойти Россия и Казахстан»,
— подчеркнул Чалый.

Эксперт не исключает новых конфликтов на этой почве.

«Все усугубится кризисом, который уже начался в банковской сфере России», — добавляет Алексей Пикулик, имея в виду возможное ужесточение в этой связи переговорной позиции России.

Получается, что белорусские власти ввязались в интеграцию, надеясь на игру по правилам и снятие сливок с льготных цен на энергоносители и беспрепятственного доступа к российскому рынку.

Кремль же, особенно в преддверии экономического спада, совсем не настроен на очередную сессию субсидирования своей западной соседки. Для Москвы евразийский проект имеет довольно четкие геополитические цели, и, сравнивая возможности двух сторон, тяжело прогнозировать выигрыш белорусской.



Артем ШРАЙБМАН
←Проект республиканского бюджета на 2014 год рассмотрят белорусские депутаты во втором чтении 16 декабря

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика