Центр забирает у регионов налог на прибыль
Принятый в первом чтении законопроект о бюджете 2014 года распределяет по-новому налог на прибыль, уплачиваемый госпредприятиями. Как это скажется на финансовом состоянии регионов, в комментарии Naviny.by рассуждают эксперты.
Законопроект о бюджете на 2014 год меняет распределение отчислений от налога на прибыль государственных и приравненных к ним предприятий.
Ранее половина средств от налога на прибыль поступала в бюджет области, на территории которого находится предприятие, а вторая половина шла в республиканский бюджет, и только госпредприятия Минска уплачивали налог на прибыль целиком в республиканский бюджет. Теперь же и области будут перечислять все средства от налога на прибыль в общий котел.
Таким образом, относительно налога на прибыль в распоряжении местных властей останутся лишь доходы от прибыли коммунальных и частных предприятий.
Как пояснил заместитель министра финансов Максим Ермолович, представляя Палате представителей проект бюджета-2014, изменение принципа распределения налога на прибыль должно стимулировать местные органы власти создавать условия для развития экономики своих регионов, а не ждать помощи из центра.
Как считает заведующий региональным центром по Могилевской области Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Геннадий Ридевский, реализуемая в Беларуси политика регионального выравнивания не эффективна для экономики и социального обеспечения.
Сегодня районы Беларуси разделены на три группы: ключевые регионы, регионы межрайонного значения и базовые регионы. А инвестиции в основной капитал между ними распределяются «примерно одинаково», в результате чего ключевые регионы «страдают от постоянного недоинвестирования».
«Политика регионального выравнивания сдерживает искусственно развитие ключевых регионов страны, сдерживает экономический рост страны и перераспределяет инвестиции в пользу неэффективных регионов. В результате — огромные издержки», — подчеркнул Геннадий Ридевский.
По его мнению, в Беларуси необходимо реализовывать новую политику регионального развития по аналогии с той, которая сейчас проводится в странах ЕС и в которой главная роль отводится ключевым регионам.
Однако, отмечает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц, в настоящее время ситуация в стране такая, что властям не до долгосрочной политики развития регионов.
«Если мы не закредитуемся, в следующем году и через год Беларусь ждут самые большие выплаты по государственному долгу. Это то, что не отдавать нельзя. Ситуация такова, что без аккумулирования ресурсов в условиях заимствования на внешних рынках сегодня никак. При этом ресурсы для нас дороги, прежде всего, из-за низкого инвестиционного рейтинга страны», — отметил Георгий Гриц.
По мнению эксперта, над экономикой Беларуси «висит угроза дефолта, поэтому государство стремится аккумулировать ресурсы, корректируя планы с приоритетом выплаты госдолга, инновационной составляющей».
Не допустить дефолт новое распределение налогов если не поможет, то «в любом случае ситуацию не ухудшит»: «Какая разница, в какой костюме тебя похоронят. Главное — не допустить этих похорон. При этом очевидно, что ресурсы в распоряжении местных властей существенно уменьшатся. Однако надо понимать, что все расходы, которые датируются государством, растут. Поэтому не до жиру…».
Экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко отметил, что республиканский бюджет в этом году средств недобрал, а местные как раз с этой задачей справились. Таким образом, налог на прибыль, который раньше направлялся в местный бюджет, республиканскому будет очень кстати. Это позволит «залатать те дыры, которые могут образоваться».
С этой же целью, отметил эксперт, вводится и транспортный налог, половина от сборов которого будет зачисляться в республиканский бюджет, а половина — в местные.
Власти пытаются всеми способами увеличить доходную часть республиканского бюджета, говорит Антон Болточко: «В результате местные бюджеты потеряют часть дохода. Это похоже на то, как изымают часть прибыли у высокорентабельных предприятий. Попросту в конце года издается указ президента, согласно которому часть прибыли изымается. Такая политика мешает предприятиям стратегически развиваться. То же самое будет и с местными бюджетами. Думаю, показатели местных бюджетов однозначно ухудшатся. И, скорее всего, пострадает, прежде всего, социальная сфера — здравоохранение и образование».
Как отметил Георгий Гриц, в результате введения новой системы распределения налога на прибыль от госпредприятий «повышается ответственность органов центрального госуправления». Ведь именно им в конечном счете решать, куда тратить собранные налоги — на развитие страны или на поддержание штанов.
Елена СПАСЮК