Возвращаясь к «чистым полям», или Экономика по-прежнему против...
«Оптимизация и укрупнение сельскохозяйственных организаций требуют проведения культуртехнической мелиорации, в том числе расчистки полей от дикорастущих растений для эффективной работы энергонасыщенных тракторов, широкозахватной сельскохозяйственной техники, экономии материальных ресурсов».
Для этого, в принципе, и разработана областная программа «Чистые поля». И надо сказать, совсем не дешево обходится окультуривание каждого гектара. По словам начальника отдела землепользования облсельхозпрода Валерия Петрушенко, в 10—15 миллионов рублей — в зависимости от количества применяемых элементов мелиорации.
Как подытоживает Сергей Догель, за последние 4 года в Придвинье таким способом наведен порядок на 143 тысячах гектаров сельскохозяйственных земель. Кроме того, за счет оптимизации территорий населенных пунктов передано на баланс сельхозорганизаций еще 57 тысяч гектаров неиспользуемых земель сельисполкомов, проще говоря — заброшенных огородов крестьян. Таким образом, технологическая полнота гектара обеспечена на 200 тысячах га, где стало возможным выращивать полный спектр сельскохозяйственных культур.
Все это так. Жаль только, что никто в облсельхозпроде не подсчитал разницу между вложениями и отдачей окультуренных, но все же очень бедных земель. Как сообщил заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Иван Федоров, в этом году сельхозорганизации области реализовывали пшеницу третьей категории по 2 миллиона 100 тысяч рублей. Это под госзаказ. А некоторые продавали на фуражные цели отдельным предприятиям зерно по 1 миллиону 700 тысяч рублей за тонну. Возьмем последнюю цифру в приложении к среднеобластной урожайности зерновых — порядка 23 центнеров на круг. Получается, что с полноценного гектара получили отдачу меньше четырех миллионов рублей. Это несоизмеримо с затратами на «чистые поля», даже если быть оптимистом и представить себе, что они настолько же продуктивны, как основной зерновой клин. Тот же Федоров правомерно оговаривает дополнительные, позитивные аспекты программы «Чистые поля»: эстетический и культуры земледелия. Безусловно, нельзя, чтобы зарастали бурьяном пахотные земли, но надо ли превращать в таковые мелкие болотца и придорожные кустарники, ютящиеся на пучинистых почвах, отродясь не знавших плуга? Стоит ли овчинка выделки?
Ответ напрашивается сам собой: даже если эстетика — «за», то экономика будет «против». Цифры зачастую красноречивее слов, с ними не поспоришь…
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»