Экономика скатывается в предкризисное состояние
Предстоящие выходные сотрудники министерств и ведомств, скорее всего, проведут на рабочих местах. Все дело в том, что госслужащим необходимо в короткие сроки подготовить сонмище документов к ноябрьскому заседанию правительства, на котором, по данным БелаПАН, планируется рассмотреть результаты работы экономики. Пока чиновники готовят груду бумаг по этому вопросу, независимые эксперты уже готовы поставить диагноз текущей экономической ситуации.
Низкий рост на фоне высоких дисбалансов
Правительство каждые три месяца рассматривает результаты работы экономики, и третий квартал не станет исключением. По информации БелаПАН, заседание Совмина, которое будет посвящено итогам социально-экономического развития в январе-сентябре текущего года, запланировано на 12 ноября.
По такому случаю работникам министерств и ведомств нужно за считанные дни подготовить ворох документов, в которых должно быть отражено выполнение госорганами директивных показателей. Кроме этого, к предстоящему заседанию, как всегда, министерства и ведомства должны будут отчитаться о проделанной работе на отраслевом уровне.
В общем, бумаги будет исписано много. Впрочем, и без формальных отчетов видно: ситуация в экономике совершенно не та, что прогнозировалась изначально в официальных документах. По данным Белстата, практически все «важнейшие» показатели официального социально-экономического прогноза в текущем году не выполняются.
Вместо запланированных 8,5% ВВП вырос в январе-сентябре только на 1,1%. По итогам года, согласно оценкам института Министерства экономики, экономический рост составит 1,3%. Производительность труда в экономике выросла только на 2,2% (официально прогнозировался рост на 9,3%). В общем, факт оказался далек от плана.
«Все это очень печально, хотя и ожидаемо, — комментирует ситуацию финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Беларуси Вадим Иосуб. – Многие показатели изначально были завышены. Ставка была сделана на существенный рост экспорта в текущем году, хотя в 2012-м, когда прогноз готовился, было очевидно, что ситуация в мире складывается не лучшим образом. Поэтому неудивительно, что план по росту ВВП в текущем году не выполняется».
Показательно, что на фоне низких темпов экономического роста в текущем году наблюдались высокие темпы роста кредитования экономики.
В январе-сентябре 2013 года, по данным Нацбанка, требования банков (с учетом Банка развития) к экономике выросли более чем на 25%. При сохранении динамики первых трех кварталов рост объемов кредитования по итогам года мог превысить 35%.
Однако, Нацбанк, видя, что высокие темпы кредитной активности увеличивают внешние дисбалансы, принял административное решение ограничить объемы выдачи кредитов в четвертом квартале.
Рост внешних дисбалансов выразился в быстром ухудшении торгового и, как следствие, платежного баланса. По октябрьским оценкам экономических властей, дефицит счета текущих операций платежного баланса может составить по итогам года 6,6 млрд. долларов. К слову, в 2012 году этот дефицит был существенно ниже и составлял менее 1,7 млрд. долларов.
Ухудшение платежного баланса обусловлено, в первую очередь, проблемами в торговом балансе. На фоне существенного снижения экспорта в январе-сентябре отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило (по данным Белстата) 3,26 млрд. долларов, хотя за аналогичный период прошлого года сальдо было положительным и находилось на уровне 1,5 млрд. долларов.
Предкризисные симптомы
Заметное ухудшение макроэкономических показателей наводит экспертов на аналогии с предыдущими годами, когда чрезмерное кредитование экономики (а точнее – госсектора) приводило к возникновению внешних дисбалансов.
«Текущая экономическая ситуация напоминает ту, которая была накануне кризиса 2009-го и 2011-го годов», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Валютному кризису 2009-го, напоминает эксперт, предшествовало директивное кредитование экономики и ухудшение конъюнктуры на внешних рынках.
«Накануне кризиса 2011-го было то же самое: стимулирование внутреннего спроса через кредитование и плюс к этому добавились внешние шоки в виде роста цен на энергоносители (газ и нефть)», — напоминает директор исследовательского центра.
В 2013-м, продолжает экономист, ситуация повторяется: вновь наблюдались чрезмерно высокие темпы кредитования экономики и одновременно с этим появились «внешние шоки» (калийный кризис, стагнация на мировых рынках), что в совокупности привело к существенному ухудшению платежного баланса страны.
Казалось бы, предыдущие годы должны были научить власть имущих не допускать чрезмерного кредитования экономики. Однако, как показал 2013 год, должные уроки так и не были сделаны.
Впрочем, отмечают эксперты, высокие темпы кредитования могут быть мерой, на которую вынуждены идти власти для поддержания работоспособности существующей экономической модели.
«Единственный механизм, при котором наш госсектор в состоянии функционировать, — режим мягких бюджетных ограничений. Иными словами, когда в него, как в топку вбрасываются деньги», — полагает Вадим Иосуб.
Однако, продолжает финансовый аналитик, стимулирование внутреннего спроса в условиях белорусской модели приводит к усилению давления на платежный баланс. «Поэтому в 20-й раз приходится повторять про необходимость структурных реформ, так как без них эта ситуация не изменится», — говорит Иосуб.
Представители международных финансовых организаций, кстати, изучавшие особенности экономического развития нашей страны, также настоятельно рекомендуют провести такие реформы.
«Корни макроэкономических дисбалансов Беларуси находятся в структурных проблемах. Госпредприятия занимают доминирующее положение, однако по динамике совокупной факторной производительности (отражает эффективность использования имеющихся ресурсов) они уступают частным предприятиям», — отметил страновой экономист Всемирного банка по Беларуси Кирилл Гайдук, принимая на этой неделе участие в заседании Республиканского клуба директоров.
В этой связи Всемирный банк рекомендует Беларуси реформировать сектор госпредприятий, чтобы тем самым повысить эффективность экономики. Однако, к столь глубоким реформам белорусские власти вряд ли готовы. Никаких официальных заявлений высшего руководства страны, которые бы свидетельствовали о такой готовности, пока не прозвучало.
К чему приведет отсутствие (откладывание) реформ? По мнению экспертов Всемирного банка, это может иметь последствия по двум направлениям. Первое – низкие темпы экономического роста в стране. Второе – высокая вероятность возникновения валютных кризисов на внутреннем рынке.
«Когда у вас накапливается столько структурных реформ, а вы работаете только с показателями денежно-кредитной политики, вы вновь можете столкнуться с 2011 годом», — заявил на прошлой неделе директор Всемирного банка по Беларуси, Украине и Молдове Чимяо Фан.
Экономические тенденции в текущем году доказывают, что угрозы, о которых говорит Всемирный банк, существуют.
Низкие темпы роста ВВП Беларуси уже являются статистическим фактом, также вернулись и предкризисные симптомы, которые наблюдались в 2011 году. У населения все это вызывает тревогу, поэтому даже на фоне сверхвысоких процентных ставок по рублевым депозитам вкладчики отказывались в сентябре и октябре нести рубли в банки. В осенние месяцы, согласно данным Нацбанка, роста рублевых депозитов населения в банковской системе не наблюдалось.
Дмитрий ЗАЯЦ