Осознанная необходимость
В большинстве стран Содружества граждане высказываются за углубление сотрудничества на постсоветском пространстве
24—25 октября в Минске должны пройти заседание Высшего Евразийского экономического совета и заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Уже известно, что все без исключения главы государств СНГ подтвердили свое участие в мероприятиях саммита.
Александр ШПАКОВСКИЙ, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политический аналитик
Республика Беларусь председательствует в СНГ в этом году, потому масштабный международный форум с участием высоких гостей станет не только серьезным испытанием для властей белорусской столицы, но и возможностью для реализации идей белорусской дипломатии. Весьма символично, что местом проведения саммита станет Дворец Независимости, недавно возведенный в Минске как символ устойчивости белорусской государственности.
Основной функцией созданного в 1991 году Содружества должно было быть регулирование отношений между бывшими советскими республиками. Но с самого момента возникновения СНГ в адрес образования звучит перманентная критика, что “Содружество неэффективно”, “Содружество не выполняет своих функций” и т. д. Причины подобных критических настроений в том, что изначально политики и представители экспертного сообщества государств-участников игнорировали уставные цели организации и совершенно по-разному понимали значение и задачи СНГ. Так, с одной стороны, звучало мнение, что “СНГ — это инструмент для цивилизованного развода бывших советских республик”, а с другой стороны высказывалась позиция, что “СНГ — новый интеграционный проект, направленный на возрождение бывшего СССР”. Причем второе допущение настолько овладело умами отдельных представителей постсоветского истеблишмента, что, напуганные перспективой возрождения Союза, прибалтийские государства не только отказались от участия в СНГ, но и законодательно запретили своим гражданам даже думать о такой возможности.
Между тем СНГ никогда не был ни “инструментом развода”, ни “проектом возрождения империи”, так как “развод” объективно не отвечал экономическим интересам и культурно-исторической реальности народов бывшего СССР, а “возрождение империи” в прежнем виде было невозможно ввиду уже сделанного выбора в пользу суверенного развития постсоветских республик. Неверное понимание задач Содружества и несоответствие деятельности в рамках СНГ этому пониманию и порождает критику в адрес образования. При этом очевидно, что задуманное в качестве региональной организации — международного регулятора на пространстве бывшего СССР СНГ выполняет свои функции переговорной дискуссионной площадки наднационального формата и именно этим мерилом следует измерять успешность и эффективность работы Содружества.
Причем, если рассматривать деятельность СНГ с этой точки зрения, то здесь найдутся как действительно проблемные вопросы, так и очевидные успехи существования наднациональной структуры. Например, Содружество не смогло предотвратить развитие различных межнациональных противоречий на постсоветском пространстве, включая недавний российско-грузинский вооруженный конфликт в Южной Осетии, повлекший выход Грузии из состава СНГ, и иные негативные геополитические последствия. В то же время если рассматривать другие направления сотрудничества, к примеру, в области торговли, экономики, науки и образования, то очевидно, что существование СНГ достаточно эффективно и целесообразно. Так, в 2011 году в рамках СНГ был подписан договор о зоне свободной торговли, базирующийся на нормах ВТО, утверждена концепция развития железнодорожного транспорта, подписаны иные прогрессивные документы, направленные на развитие государств региона.
В свою очередь Беларусь традиционно старается извлечь максимальную пользу от членства в Содружестве, действуя не только в интересах собственного суверенного развития, но и в целях поддержания мира и стабильности на постсоветском пространстве. Еще в 2008 году наша страна предложила к принятию межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств — участников СНГ. В настоящий момент программа, основанная на разработке и внедрении в экономику высоких технологий, утверждена, а головными исполнителями в 73 перспективных проектах выступают белорусские ученые и научные организации.
Весьма важным вопросом повестки предстоящего саммита станут также отношения Украины и государств Таможенного Союза. Избравшая путь евроинтеграции Украина находится на грани экономического конфликта с государствами ТС. Белорусская сторона в ходе недавней встречи Президента Беларуси с премьер-министром Украины Азаровым высказала предложение о бесконфликтном разрешении спора, включая проработку особого формата отношений между Украиной и государствами “таможенной тройки”. Уже сейчас известно, что в ходе саммита пройдут консультации украинской делегации с руководством стран ТС по данному вопросу.
Содружество пока является оптимальной формой регулирования региональных процессов, и подобный формат не исчерпал потенциала своих возможностей. Лучшим подтверждением обоснованности существования СНГ являются результаты социологического опроса, проведенного минувшей весной Институтом социологии Российской академии наук: в семи из одиннадцати государств — участников Содружества абсолютное большинство опрошенных высказалось за углубление сотрудничества на постсоветском пространстве в экономике, политике и социокультурной сфере.