Не по рейтингам, а по жизни
Размышления о социальной модели государства
Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ
Человеческое измерение государства его жителями осуществляется не по заумным виртуальным рейтингам и экономическим показателям, а простыми и надежными понятиями благополучия, обеспечения социальных гарантий и справедливости. Наиболее ценными признаками социального государства являются наличие работы и достойной зарплаты, условий для воспитания и учебы детей, доступность медицинских и образовательных услуг, гарантированность обеспечения в старости.
В Беларуси принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, проводимой руководством страны, особенно по отношению к молодежи, старикам, молодым семьям, жителям территорий, пострадавших от последствий чернобыльской катастрофы. При этом взятые государством обязательства законодательно и конкретно закреплены в минимальных государственных социальных стандартах, предусматривающих снабжение населения продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры. Если есть стандарт (сроки включения отопления, время прибытия по вызову “скорой помощи” и милиции, уборки мусора и т. д.), значит можно осуществлять контроль его исполнения и подключить население к его осуществлению. Считанное количество стран в мире следует такому практическому подходу.
Конечно, не все здесь идеально, не всегда у государства в наличии ресурсы, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Но с базовыми функциями — обеспечением правопорядка, минимальных прожиточных минимумов, бесперебойной работы школ, больниц, общественного транспорта, коммунальных служб и так далее — белорусское государство справляется вполне. Не случайно в Беларусь каждый год приезжает почти в два раза больше людей, чем уезжает. В современном мире стабильная обстановка в стране является важнейшим фактором благополучия. В социальном государстве невозможно обанкротить предприятие и выгнать сотрудников на улицу. Тем более такое, как “Беларуськалий”, который для сельского хозяйства многих стран, как “буханка хлеба в блокадном Ленинграде”, потому что без калийных удобрений нет производства продовольствия, особенно в засушливых районах планеты, площадь которых постоянно увеличивается. Стратегическая значимость калия будет возрастать, и решительные действия руководства страны по защите национального достояния были необходимы.
Весь мировой опыт показывает, что создание социального государства — дело очень затратное и потому сопровождается многими трудностями. Одной из таких проблем является социальное иждивенчество. Человеческое сообщество пока еще так устроено, что, как только жизнь налаживается, тут же появляются паразиты. Одни не хотят трудиться, другие начинают активно воровать. На всех уровнях и во всех сферах. И задача государства состоит в том, чтобы приструнить иждивенцев, расхитителей и коррупционеров. В реальной жизни всегда кто-то справляется с этим лучше, кто-то хуже. Механизмы социального контроля за исполнением обязанностей граждан в стране еще только формируются, но актуальность их налицо. Иждивенчество, на которое обращает внимание руководство страны, не должно быть неотъемлемой чертой социального государства. Отношение к людям не всегда измеряется деньгами. Стоит заметить, что эта проблема становится злободневной для многих развитых стран. Например, недавно король Нидерландов заявил, что “социальное государство закончилось” и необходим переход к государству всеобщего личного участия. Да и в основе проблемы с бюджетным дефицитом в США лежит спор между президентом и конгрессом по социальным медицинским страховкам для всего населения страны. Очевидно, что социальная защита должна быть исключительно адресной и направленной на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт опять же свидетельствует, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10—15 процентам населения. Остальные должны напрягаться. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства в любой стране. При этом люди должны быть хорошо осведомлены, что им положено от государства и что они должны для этого своевременно сделать. Ведь многие даже не в курсе, сколько государство тратит на обеспечение социальных нужд каждого, сколько из этих затрат покрывается его трудом, сколько работник получит при выходе на пенсию и какие на этом пути его могут подстеречь неожиданности. Работы в этом направлении предстоит еще много.
Каждый из нас вносит свой вклад в жизнь потомков. И когда человек перестает работать только для себя, когда люди все вместе сознательно и ответственно работают на благополучие своей страны, тогда и происходит “экономическое чудо” и все меньше задействуются инструменты государственного принуждения, а наоборот растет уверенность каждого гражданина в необходимости следовать ценностям ответственности, честности, взаимопомощи, солидарности и повышения значимости своей роли в судьбе страны. Социальное государство начинается с нас.