У Белорусской калийной компании осталось только имя?
Создание ОАО «Белорусская калийная компания» (БКК) — нового калийного трейдера под старым названием — вряд ли принесет Беларуси ощутимые преимущества в ближайшей перспективе, считают аналитики. Во-первых, потому что в новой компании будут работать преимущественно те же специалисты, что и в старой, ЗАО «БКК». Во-вторых, пока нет новых каналов сбыта продукции.
Указ № 399 о регистрации под старым названием — «Белорусская калийная компания» (БКК) — новой по сути торговой организации в форме не закрытого, а открытого акционерного общества Александр Лукашенко подписал 5 сентября.
ОАО «БКК» будет координировать все экспортные поставки белорусских калийных удобрений.
«Это позволит сохранить за Беларусью хорошо известный на мировом рынке бренд, сэкономить время и ресурсы для организации собственного трейдера и в полной мере воспользоваться наработками ЗАО «БКК» в части налаженных контактов с потребителями и сбытовых каналов», — было сказано в сообщении пресс-службы президента.
Ставка на своих
В отличие от ЗАО «БКК», в котором половина акций принадлежала российской компании «Уралкалий», учредителями нового калийного трейдера выступят исключительно белорусские юрлица.
Работать в новой компании тоже будут преимущественно белорусы, специалисты из ЗАО «БКК». «В порядке исключения», говорится в указе, будут совмещены должности гендиректора создаваемого ОАО и исполняющего обязанности гендиректора ЗАО «БКК».
На период регистрации новой компании ЗАО «БКК» продолжит выполнять свои функции — «координировать действия при продаже удобрений напрямую на рынок России».
«Это технический вопрос, на базе ЗАО мы делаем нового трейдера», — пояснил в эфире телеканала «Беларусь 1»Валерий Кириенко — гендиректор ОАО «Беларуськалий», основного акционера БКК
Он также подчеркнул: создание нового трейдера — вынужденная мера, которая «обусловлена деструктивной позицией «Уралкалия» в части деятельности Белорусской калийной компании».
Хронология конфликта
ЗАО «Белорусская калийная компания» было создано в 2005 году как эксклюзивный поставщик на мировой рынок калийных удобрений производства «Беларуськалия» и «Уралкалия». Изначально этим двум крупнейшим мировым производителям принадлежало по 50% акций компании.
В мае 2008 года в состав акционеров вошло гособъединение «Белорусская железная дорога», после чего акции БКК распределились следующим образом: «Уралкалий» — 50%, «Беларуськалий» — 45%, БЖД — 5%.
Доля БКК на мировом рынке экспорта калийных удобрений, по последним данным, превысила 40%. Удобрения поставлялись в Европу, Индию, Китай, Центральную и Южную Америку, США, Азиатско-Тихоокеанский регион, Африку и на Ближний Восток.
22 декабря 2012 года Александр Лукашенко подписал указ № 566, который отменил исключительное право ЗАО «БКК» на экспортные поставки белорусского калия. Указ также закрепил за президентом Беларуси право определять компании, занимающиеся экспортом калийных удобрений наряду с БКК. Нововведения были мотивированы необходимостью «совершенствования регулирования экспорта отдельных видов товаров с учетом экономических интересов Республики Беларусь».
30 июля нынешнего года ОАО «Уралкалий» объявило о выходе из состава ЗАО «БКК». Свое решение россияне мотивировали тем, что белорусская сторона начала экспортировать продукцию «Беларуськалия» в обход БКК.
«Мы неоднократно обращали внимание наших белорусских партнеров на неприемлемость подобных действий, в результате которых были разрушены основы нашего многолетнего плодотворного сотрудничества. В сложившейся ситуации мы вынуждены перенаправить наши экспортные потоки на собственного трейдера», — говорилось в заявлении гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера.
В ответ белорусская сторона обвинила россиян в попытке рейдерского захвата «Беларуськалия». «Я не исключаю, что такие заявления были направлены на рейдерский захват нашего предприятия», — заявил Валерий Кириенко на пресс-конференции 19 августа.
26 августа в Минске был арестован гендиректор «Уралкалия». Баумгертнер обвиняется в злоупотреблении властью и служебными полномочиями, что, по версии Следственного комитета Беларуси, «повлекло нанесение существенного вреда государственным и общественным интересам страны, а также нанесение ущерба в особо крупном размере ОАО «Беларуськалий» и ЗАО «БКК».
Торговать без россиян пока не очень получается
После отмежевания «Уралкалия» от ЗАО «БКК» стало известно о проблемах на «Беларуськалии». Сейчас здесь работают только два рудника из четырех, с сентября рабочие переведены на две трети оклада.
Несмотря на это, чиновники делают оптимистические прогнозы.
Так, вице-премьер Петр Прокопович в интервью БЕЛТА заявил: ситуация, в которой оказался «Беларуськалий», — временная, для ее нормализации потребуется от двух до четырех месяцев.
«Сейчас идет постоянная работа по восстановлению имеющихся связей и созданию новых контактов. Уже есть соглашение на поставку трех миллионов тонн калийных удобрений с Арабскими Эмиратами, Катаром и другими республиками. Уверен, что вскоре мы начнем продавать такие же объемы продукции, как раньше, а может быть, и в больших объемах», — сказал Прокопович.
Министр экономики Николай Снопков и вовсе уверен, что калийная эпопея закончится в итоге позитивно для Беларуси.
По его оценке, «Беларуськалий» работает лучше, чем «Уралкалий». Хотя себестоимость экспорта немного выше, «у нас гораздо лучше логистика», заявил Снопков во время прямой линии в редакции газеты «Рэспубліка».
«И в своих оценках я не одинок, — подчеркнул он. — Многие эксперты говорят, что конфликт будет кратковременным. И «Уралкалий» как сторона, разорвавшая отношения, должен будет договориться, чтобы сохранить на рынке паритет. Хотя любое дело лучше делать вместе. Это быстрее, спорнее. Одна голова хорошо, но две — лучше. Но если все же и будет сохраняться такая ситуация, я уверен, что мы никоим образом не пропадем».
Министр экономики убежден в том, что Беларусь «вполне способна самостоятельно себя позиционировать на калийном рынке».
Как считает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) АлександрАвтушко-Сикорский, под «лучшей логистикой» Снопков, скорее всего, имел в виду доступ к портам, где калий отгружают на сухогрузы.
«Здесь у нас действительно есть преимущество. «Уралкалий» отгружает продукцию в Усть-Луге, транспортное плечо до нее значительно длиннее, поэтому разница в цене между белорусским и российским калием с учетом доставки снижается», — отметил аналитик в комментарии для БелаПАН.
Но даже при этом затраты «Уралкалия» ниже затрат «Беларуськалия», подчеркнул эксперт.
Впрочем, отметил Автушко-Сикорский, «одной только логистикой для удержания на плаву не обойдешься — объем спроса и цена, требуемая потребителями, тоже важны».
Укрепит ли новый трейдер калийные позиции Беларуси?
Экономический обозреватель Татьяна Манёнок считает, что создание нового калийного трейдера — логичный шаг в ситуации, в которой оказались белорусские партнеры после выхода «Уралкалия» из ЗАО «БКК».
Аналитик обратила внимание на то, что юридически «Уралкалий» не оформил свой отказ от сотрудничества. Более того, выяснилось, что юридическая процедура выхода из ЗАО «БКК» как таковая не предусмотрена. В условиях неопределенности создание новой компании позволяет продолжать работу.
Позиции «Беларуськалия», по мнению Манёнок, укрепит и обнуление экспортной пошлины на калийные удобрения, что предусмотрено указом президента № 400. Этот указ был подписан 5 сентября параллельно с указом о создании ОАО «БКК». Он устанавливает нулевую ставку вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения на период с 1 сентября до 31 декабря 2013 года.
Таким образом, предполагает собеседница, снятие налогового пресса позволит «Беларуськалию» практически уравнять позиции с «Уралкалием».
А вот Александр Автушко-Сикорский считает, что работа новой БКК вряд ли принесет Беларуси дополнительные преимущества.
«Во-первых, в ней будут работать те же специалисты, что и в старой компании. Да и какими-то особыми каналами сбыта новая БКК не обладает», — обосновал свое мнение аналитик BISS.
Он также обратил внимание на то, что новый калийный трейдер основан как открытое акционерное общество. «Это является своего рода приглашением других трейдеров к совместной работе», — отметил Автушко-Сикорский.
Примирение маловероятно
И все-таки, проблемы с экспортом калийных удобрений после выхода из игры «Уралкалия» продемонстрировали, что торговать вместе с россиянами было проще и комфортнее. Видимо, поэтому и меняется тональность высказываний белорусского руководства.
Так, во время назначения 10 сентября белорусских послов в ряд государств Александр Лукашенко заявил: Беларусь настроена нормализовать ситуацию вокруг «Беларуськалия» и «Уралкалия».
«Я почему-то убежден, — сказал Лукашенко, — что и россияне примут соответствующее решение, и руководство России такую мощную российскую компанию без внимания не бросит. Рано или поздно, для того чтобы восстановить статус-кво и то, что было ранее, россияне придут к нам. По крайней мере, мы не против работать так, чтобы были большие доходы».
Экономист Леонид Злотников считает, что примирение «Беларуськалия» с «Уралкалием», если оно и состоится, будет происходить по сценарию российской стороны.
«Того, что было прежде, в рамках ЗАО «БКК», уже не будет, — прогнозирует эксперт. — Даже если произойдет какое-то объединение, вряд ли «Уралкалий» согласится на него, не имея контрольного пакета акций. Если он вернется, то только командующим».
Впрочем, по мнению эксперта, белорусская сторона вряд ли на это пойдет. Поэтому вероятность компромисса ничтожно мала.
Если же противостояние будет продолжаться, Беларусь рискует оказаться в проигрыше, полагают наблюдатели.
Например, считают они, «Уралкалий», у которого сегодня самая низкая в мире себестоимость продукции, может продемпинговать, скупить акции какой-нибудь зарубежной компании. «Беларуськалий» это, конечно, не развалит, ведь он — второй по величине крупный производитель после «Уралкалия». Однако встряска для Беларуси может быть весьма ощутимой.
Ирина ЛЕВШИНА