В 2014 году Беларусь не сведет бюджетные концы с концами
В проект консолидированного бюджета Беларуси на 2014 год заложен дефицит в размере 10,68 триллиона рублей. Как сообщает БелаПАН, предполагаемые расходы составят 214,24 трлн., доходы — 203,56 трлн. рублей.
На аналогичном уровне (10,68 трлн. рублей) запланирован и дефицит республиканского бюджета в будущем году.
Напомним, республиканский бюджет на 2013 год был утвержден бездефицитным, однако в ходе его исполнения возникли трудности, связанные как с поступлением запланированных доходов, так и с увеличением расходов. По оценке Министерства финансов, в нынешнем году республиканский бюджет недополучит запланированные доходы в размере 9 трлн. рублей. Выпадение запланированных доходов обусловлено снижением прибыльности предприятий. По итогам года, считают в Минфине, бюджет недополучит около 6 трлн. рублей от налога на прибыль.
По таможенным пошлинам недополученные доходы оцениваются в 3 трлн. рублей. Как сообщил в августе замминистра финансов Максим Ермолович, на более низком уровне складываются поступления от ввозных таможенных пошлин, которые распределяются в рамках Таможенного союза. "Это связано в первую очередь с темпами роста импорта и общего уровня таможенного тарифа в России", — пояснил Ермолович.
Кроме того, в текущем году увеличились бюджетные расходы. По оценкам Минфина, дополнительно на компенсацию процентных ставок по выданным в рамках госпрограмм кредитам бюджету предстоит направить 4,5 трлн. рублей. Дополнительные расходы связаны с тем, что ставка рефинансирования, к которой привязаны процентные ставки по кредитам в рамках госпрограмм, снижается медленнее, чем планировалось.
Положительное влияние на исполнение бюджета в текущем году оказывает лишь тот факт, что подоходный налог и налог на собственность поступают в местные бюджеты с опережением утвержденного плана.
Учитывая все вышеприведенные отрицательные и положительные факторы (недопоступление запланированных доходов, рост расходов республиканского бюджета и увеличение поступлений в местные бюджеты), Минфин оценивает общий разрыв финансирования в 2013 году в размере около 12 трлн. рублей. Тем не менее, по итогам года министерство планирует выйти на бездефицитный бюджет. «Для нас остается приоритетом исполнение бюджета без дефицита в 2013 году. Мы будем нацеливать и местные бюджеты, и финансировать расходы республиканского бюджета исходя из этого приоритета", — подчеркнул в августе Максим Ермолович.
Следует отметить, что уже приняты решения, направленные на увеличение доходов. Согласно указу президента № 375 от 26 августа, ставки акцизов на бензины были повышены в среднем на 45%, на дизельное топливо — на 70%. Кроме того, с целью наполнения бюджета в августе принято решение об изъятии прибыли у ряда госпредприятий.
А вот рост доходов консолидированного бюджета в 2014 году правительство связывает прежде всего с увеличением налога на добавленную стоимость – с нынешних 20% до 22%. За счет этого, согласно предварительным оценкам Минфина, поступления от НДС вырастут в будущем году на 24,8% до 71,89 трлн. рублей. Рост доходов от акцизов ожидается на 26,2% до 20,74 трлн. рублей.
Всего же, как предполагается, налоговые доходы, которые формируют почти 90% всех поступлений консолидированного бюджета, составят в 2014 году 182,6 трлн. рублей и вырастут по сравнению с 2013 годом на 8%. При этом в бюджет закладывается снижение поступлений от налога на прибыль на 49,7% до 11,24 трлн. рублей – при условии, что произойдет изменение ставки налога на прибыль с нынешних 18% до 12%. Также бюджетом будущего года предусмотрено снижение поступлений от земельного налога и налога на недвижимость.
Комментируя запланированные изменения, эксперты отмечают, что особенностью бюджета -2014 является возрастание роли косвенных налогов, которые уплачивают конечные потребители продукции.
"Судя по планам, предусмотрено снижение прямых налогов (на прибыль, на собственность) и увеличение косвенных налогов (НДС, акцизов). Уменьшение ставки налога на прибыль и увеличение НДС и акцизов означает, что налоговая нагрузка переместится с корпоративного сектора на население",— говорит экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
По оценкам самих экономических властей, пересмотр размера ставок налогов приведет к нескольким последствиям. В частности, власти ожидают, что в результате уменьшения величины налога на прибыль снизится налоговая нагрузка на экспортеров (которые при экспорте товаров применяют нулевую ставку НДС).
Одновременно с этим, по мнению разработчиков законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс, повышение ставки НДС увеличит налоговую нагрузку на импорт, в том числе потребительский.
Следует отметить, что подготовка законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс проходила без участия представителей белорусских бизнес-ассоциаций. Руководители бизнес-союзов обращают внимание, что в настоящее время ставка НДС в Беларуси является самой высокой в ЕЭП и поэтому, считают они, целесообразно рассматривать вопрос о снижении данного налога, а не о его увеличении.
Дмитрий ЗАЯЦ