Прощай, хрюшка?
— Десятилетиями держали свиней, а тут надо избавляться, — со слезами на глазах говорит жительница Плотницы Вера Прилуцкая. Она, кстати, от имени сельчан позвонила в редакцию «БН».
Что узнаю при встрече? Вера Федоровна когда-то работала в местном колхозе, сейчас — на пенсии. Ухаживает за престарелой матерью и сыном-инвалидом. Много лет трудился в сельхозпредприятии и ее муж Александр Иванович. Домашнее хозяйство Прилуцкие держали, так как это хорошее подспорье для небольшого семейного бюджета. Свиньи, безусловно, были доходной статьей. Ведь мясо, сало, полученные из них, обходилось дешевле магазинного. Теперь семья Прилуцких лишилась и такой возможности. Маленьких поросят, за которых хозяйка заплатила 1,7 миллиона рублей, передала сыну. Тот компенсировал затраты, перевезя хрюшек в личное подсобное хозяйство тещи, в населенный пункт, который меры, связанные с защитой свиноводческих комплексов, не затронули — хоть какой-то выход.
Привычного хрюканья в сараях жителей деревень Плотница, Осовцы, Стахово, попавших в пятикилометровую буферную зону, теперь не услышишь. Накануне работники местного сельисполкома вместе с представителями ветеринарной службы обошли каждое подворье и предупредили владельцев о принимаемых мерах по предупреждению распространения АЧС. В конце июля были проведены сельские сходы, во время которых населению разъяснили требования утвержденных Минсельхозпродом ветеринарно-санитарных правил выращивания свиней с учетом внесенных поправок. В целом люди восприняли происходящее с пониманием. В Плотнице помнят, что лет сорок назад с такой проблемой сталкивались и местный колхоз, и владельцы частных подворий. Правда, буферную зону тогда не создавали, но массово уничтожили заболевшее поголовье. Люди понимают. Сейчас в регионе АЧС нет, но именно для того, чтобы беда не повторилась, и делается все возможное.
— Мы так объясняем им: это не прихоть, а вынужденная мера, — говорит председатель Плотницкого сельисполкома Андрей Мазан. — В деревнях, попавших в так называемую буферную зону, содержится порядка 500 голов свиней. Мы дали 10 дней на их убой, рассказали о компенсациях за поросят, свиноматок и хряков, которых мясокомбинаты не принимают.
Соответствующее распоряжение о компенсациях подписал председатель Брестского облисполкома Константин Сумар. В нем четко сказано, что выплаты производятся из районных бюджетов.
Во время подготовки этого материала позвонил в администрацию ОАО «Беловежский» Каменецкого района, чтобы выяснить, не сталкиваются ли и там с подобной проблемой. Ведь свинокомплекс в этом сельхозпредприятии очень крупный, в нем содержится более 100 тысяч голов свиней. В ответ услышал: обращений по вопросам убоя животных на частных подворьях не поступало. Дело в том, что местные жители давно привыкли к тому, что мясо и мясопродукты можно купить в фирменных магазинах сельхозпредприятия. Качественные и по низкой цене. И потому свиней там, как правило, не держат. Но для этого потребовался не один год кропотливой, вдумчивой работы. А в Плотнице, Стахово и Осовцах в течение какой-то декады нужно все расставить по местам. Что тут скажешь: сложная задача.
Александр КУРЕЦ, «БН»