После принятия нового закона по госрегулированию торговли поставщики не смогут "покупать" полки в магазинах
Источник материала: БелТА
02.08.2013 21:40
—
Новости Экономики
2 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. В парламенте продолжается доработка ко второму чтению проекта закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", который был принят в первом чтении в июне этого года. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Алексей Кузьмич.
Документ, в частности, призван исключить такие ситуации, когда поставщики сами выставляют в продовольственных магазинах свои товары таким образом, чтобы оттеснить продукцию конкурента. "В магазине можно увидеть, например, что на полке в удобном месте стоят маринованные огурцы из Украины или Вьетнама, а белорусские поставлены внизу, где их не каждый увидит. То есть поставщик, образно говоря, покупает полки", - пояснил депутат. Алексей Кузьмич подчеркнул, между торговлей и поставщиком должен быть паритет: "Они должны быть на равных".
Депутат отметил, что как раз на это и направлен законопроект. В частности, документ не допускает установления сторонами в договорах о поставке продовольственных товаров требований о внесении поставщиком платы за само право поставок. Также не будет допускаться плата за изменение ассортимента. Кроме того, проект закона устранит и такие ситуации, когда в договоре прописывается обязательство поставщика продовольственных товаров возмещать убытки в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на товары к субъекту торговли или общественного питания (за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика товара). То же самое касается и затрат, не связанных с исполнением договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, и последующей продажей конкретной партии товаров в розницу.
Кроме того, проект закона должен устранить дискриминационные условия на рынках. Речь идет о том, когда владелец рынка сдает в первую очередь те места, которые считает неходовыми. То, что другие свободны, он скрывает. "Информация о том, какие есть в наличии места, какие и когда сданы, должна быть доступной. Все должно быть открыто и прозрачно", - подчеркнул депутат, рассказывая о законопроекте.
Еще один момент - это регулирование времени работы торговых объектов. Сейчас это вопрос обсуждается. Пока в документе говорится о том, что это прерогатива органов местной власти. Есть и предложения, чтобы разрешить торговле самостоятельно регулировать время работы. Однако в этом случае, как отметил депутат, такой подход не всегда в интересах населения. Нет гарантии, что магазины будут открыты не только в час пик, но и в часы, когда покупателей мало.
Алексей Кузьмич также сообщил, что в рабочую группу, которая занималась законопроектом, были включены ученые, защитники прав потребителей, представители сферы торговли, юристы, представители Госконтроля, Минэкономики и т.д. Те, кто представляет крупные торговые сети, во время работы с документом декларировали свою готовность торговать в деревнях, в том числе в автолавках. "На самом деле они не идут туда. Это невыгодно. Заявлять и идти в деревню - это разные вещи", - отметил депутат. Он сообщил, что автолавки в подавляющем большинстве случаев - это сфера Белкоопсоюза. Этот вид торговли - скорее не коммерческая деятельность, а поддержание социальных стандартов в малонаселенных деревнях.
Парламентарий напомнил также, что документ предусматривает долго обсуждавшуюся норму о барьере в 20% для крупных торговых сетей в конкретном регионе. То есть после достижения такого уровня субъект не будет иметь права приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах. Однако в этой части необходимо синхронизировать документ с законопроектом "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Последний предусматривает, что компания, занявшая 15% рынка, может попасть под определение монополиста.
Говоря о квоте в 20%, депутат обратил внимание, что крупные сети, которые начинали работать в формате гипермаркетов, в том числе с оптовыми отделами, превратили некоторые относительно небольшие торговые точки Минска в магазины-склады в миниатюре, что не всегда приемлемо. Порой это приводит к такому "рациональному" использованию торговой площади, что проходы между полками становятся очень узкими и это неудобно для покупателя. Кроме того, в эти магазины идут покупатели, которые ориентированы на закупки на неделю. Алексей Кузьмич подчеркнул: "Так не должно быть. Ведь там нет парковки, чтобы туда ехали покупатели за большим числом товаров. Магазин шаговой доступности - это когда вы взяли хлеб и молоко и пошли дальше домой. На неделю закупаются в гипермаркетах, где есть парковки, тележки и все условия. Это нормальное явление. Так делается во всем мире". Именно поэтому в законопроекте четко описывается, что такое магазин шаговой доступности. Даются и определения магазину современного формата.
Депутат пока затруднился назвать примерные сроки принятия во втором чтении этого документа. Это может произойти как на предстоящей осенней сессии этого года, так и на весенней в 2014 году. Алексей Кузьмич при этом подчеркнул, что в будущем возможны и другие изменения в законодательство о торговле. В частности, уже сейчас встает вопрос о том, каким образом учитывать объем интернет-торговли конкретной компании, если она работает также в офлайн-магазинах и уже достигла барьера в 20%. Не исключено, что будут прорабатываться и вопросы по скидкам на продукты питания, срок годности которых скоро истекает. Но при этом нужно будет учесть интересы как поставщика, так и продавца. Также планируется гармонизация белорусских законов с законодательством партнеров по ТС.-0-
Документ, в частности, призван исключить такие ситуации, когда поставщики сами выставляют в продовольственных магазинах свои товары таким образом, чтобы оттеснить продукцию конкурента. "В магазине можно увидеть, например, что на полке в удобном месте стоят маринованные огурцы из Украины или Вьетнама, а белорусские поставлены внизу, где их не каждый увидит. То есть поставщик, образно говоря, покупает полки", - пояснил депутат. Алексей Кузьмич подчеркнул, между торговлей и поставщиком должен быть паритет: "Они должны быть на равных".
Депутат отметил, что как раз на это и направлен законопроект. В частности, документ не допускает установления сторонами в договорах о поставке продовольственных товаров требований о внесении поставщиком платы за само право поставок. Также не будет допускаться плата за изменение ассортимента. Кроме того, проект закона устранит и такие ситуации, когда в договоре прописывается обязательство поставщика продовольственных товаров возмещать убытки в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на товары к субъекту торговли или общественного питания (за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика товара). То же самое касается и затрат, не связанных с исполнением договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, и последующей продажей конкретной партии товаров в розницу.
Кроме того, проект закона должен устранить дискриминационные условия на рынках. Речь идет о том, когда владелец рынка сдает в первую очередь те места, которые считает неходовыми. То, что другие свободны, он скрывает. "Информация о том, какие есть в наличии места, какие и когда сданы, должна быть доступной. Все должно быть открыто и прозрачно", - подчеркнул депутат, рассказывая о законопроекте.
Еще один момент - это регулирование времени работы торговых объектов. Сейчас это вопрос обсуждается. Пока в документе говорится о том, что это прерогатива органов местной власти. Есть и предложения, чтобы разрешить торговле самостоятельно регулировать время работы. Однако в этом случае, как отметил депутат, такой подход не всегда в интересах населения. Нет гарантии, что магазины будут открыты не только в час пик, но и в часы, когда покупателей мало.
Алексей Кузьмич также сообщил, что в рабочую группу, которая занималась законопроектом, были включены ученые, защитники прав потребителей, представители сферы торговли, юристы, представители Госконтроля, Минэкономики и т.д. Те, кто представляет крупные торговые сети, во время работы с документом декларировали свою готовность торговать в деревнях, в том числе в автолавках. "На самом деле они не идут туда. Это невыгодно. Заявлять и идти в деревню - это разные вещи", - отметил депутат. Он сообщил, что автолавки в подавляющем большинстве случаев - это сфера Белкоопсоюза. Этот вид торговли - скорее не коммерческая деятельность, а поддержание социальных стандартов в малонаселенных деревнях.
Парламентарий напомнил также, что документ предусматривает долго обсуждавшуюся норму о барьере в 20% для крупных торговых сетей в конкретном регионе. То есть после достижения такого уровня субъект не будет иметь права приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах. Однако в этой части необходимо синхронизировать документ с законопроектом "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Последний предусматривает, что компания, занявшая 15% рынка, может попасть под определение монополиста.
Говоря о квоте в 20%, депутат обратил внимание, что крупные сети, которые начинали работать в формате гипермаркетов, в том числе с оптовыми отделами, превратили некоторые относительно небольшие торговые точки Минска в магазины-склады в миниатюре, что не всегда приемлемо. Порой это приводит к такому "рациональному" использованию торговой площади, что проходы между полками становятся очень узкими и это неудобно для покупателя. Кроме того, в эти магазины идут покупатели, которые ориентированы на закупки на неделю. Алексей Кузьмич подчеркнул: "Так не должно быть. Ведь там нет парковки, чтобы туда ехали покупатели за большим числом товаров. Магазин шаговой доступности - это когда вы взяли хлеб и молоко и пошли дальше домой. На неделю закупаются в гипермаркетах, где есть парковки, тележки и все условия. Это нормальное явление. Так делается во всем мире". Именно поэтому в законопроекте четко описывается, что такое магазин шаговой доступности. Даются и определения магазину современного формата.
Депутат пока затруднился назвать примерные сроки принятия во втором чтении этого документа. Это может произойти как на предстоящей осенней сессии этого года, так и на весенней в 2014 году. Алексей Кузьмич при этом подчеркнул, что в будущем возможны и другие изменения в законодательство о торговле. В частности, уже сейчас встает вопрос о том, каким образом учитывать объем интернет-торговли конкретной компании, если она работает также в офлайн-магазинах и уже достигла барьера в 20%. Не исключено, что будут прорабатываться и вопросы по скидкам на продукты питания, срок годности которых скоро истекает. Но при этом нужно будет учесть интересы как поставщика, так и продавца. Также планируется гармонизация белорусских законов с законодательством партнеров по ТС.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)