Гуляев: в Беларуси у ЕАБР еще не дошли руки до прямых инвестиций

Источник материала:  
23.07.2013 08:20 — Новости Экономики

Уже несколько лет в Беларуси работает представительство Евразийского банка развития (ЕАБР). Тем не менее, деятельность этого межгосударственного банка во многом остается малоизвестной для широкой публики. Директор представительства в Минске Евразийского Банка Развития  Виктор Гуляев дал эксклюзивное интервью БДГ, в котором подробнее рассказал о работе ЕАБР.


- Виктор Иванович, с кем в Беларуси работает ЕАБР?

- Наша целевая аудитория – это предприятия, бизнес, которые имеют потребность в увеличении финансовых ресурсов для модернизации производства, реализации новых проектов. Причем в тех отраслях, которые являются приоритетными для нас – это транспорт, инфраструктура, энергетика, машиностроение и высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью.

Общий объем инвестиционного портфеля Банка в реальном секторе Беларуси составляет около $393 млн. Все наши проекты являются долгосрочными (8-10 лет). Также в рамках программ сотрудничества с финансовыми институтами по поддержке торгового финансирования и МСБ на территории Беларуси банком открыты линии для нескольких крупнейших банков общим объемом $100 млн. 

- В каких конкретно проектах принимает участие белорусское представительство ЕАБР?

- Мы выступили инициатором ряда проектов, некоторые из которых сейчас реализуются, другие мы планируем к реализации. Вообще у нашего банка два направления деятельности – во-первых, мы предоставляем кредиты непосредственно предприятиям, а во-вторых, кредитуем белорусские банки, чтобы уже они, в свою очередь, кредитовали своих клиентов под те или иные программы.

Мы, например, кредитуем «Витебскэнерго» в объеме $100 млн. Они строят Полоцкую ГЭС на Западной Двине. Уже выбрано более $30 млн из этих $100 млн. Второй проект, который мы кредитуем в реальном секторе, – это строительство нового производства цистерн, контейнеров, вагонов на Осиповичском вагоностроительном заводе. Там наш кредит – $63 млн, все деньги уже запущены в процесс производства, строительства, закупки оборудования и т.д.

Сейчас подписываем кредитный договор с Белорусским металлургическим заводом. Там сумма примерно 140 млн евро, она пойдет на строительство мелкосортного прокатного стана. Это очень мощный проект, мы его реализуем совместно с «Беларусбанком». 

- Как выстроена структура ЕАБР и каков механизм принятия решений по участию в тех или иных проектах?

- У нас разделение труда примерно следующее. Есть проектный блок 1, который занимается проектами в Киргизии, Таджикистане, Казахстане, и проектный блок 2, который занимается проектами в Беларуси, России и Армении. Этот второй блок возглавляет зампред банка, который находится в Москве. Центральный офис находится в Алматы. Есть еще офис в Санкт-Петербурге, с которым мы также активно работаем.

Каждый фронт-офис, такой как наш, отвечает за то, чтобы приносить в банк проекты, генерировать их. То, как мы эти проекты находим, вопрос с одной стороны сложный, с другой – достаточно простой. Казалось бы, чего проще: кинул клич «Мы даем деньги», и все должны сами обратиться. Но это не так. Потому что предприятия уже имеют налаженные, устойчивые связи с банками. Наша ниша достаточно узкая – мы кредитуем большими суммами и на большие сроки, а потому подходим к выбору проектов очень щепетильно. Мы не можем, например, кредитовать оборотные средства в отрыве от инвестиционной составляющей или держать счета клиентов – у нас совершенно четкая проектная направленность.

То есть как мы действуем: мы просто смотрим программу модернизации того или иного предприятия, утвержденную в Совмине. Это должно быть крупное предприятие, так как у нас есть нижний порог по кредитам – $30 млн.

Итак, мы смотрим программу модернизации, обращаемся на само предприятие, говорим, что готовы предоставить долгосрочные кредитные ресурсы. Далее предприятие само решает, стоит ему с нами работать, или не стоит. Как правило, взаимный интерес мы находим всегда, хотя и не всегда он доходит до логического завершения.

По заинтересовавшему нас проекту мы собираем всю необходимую информацию, определяем, подходит ли предприятие под наши критерии отбора проектов. В частности, проверяется интеграционная составляющая – например, потоки товарооборота, инвестиции в рамках ЕврАзЭС. Далее проекту присваивается одна из категорий – высокая, средняя или низкая.

На второй ступени обязательно проводим комплайенс-контроль – это политика «знай своего клиента». В Беларуси с этим проще, так как предприятия, как правило, государственные, и вопросы отмывания денег или финансирования терроризма обычно не стоят.

Когда принимается решение работать по проекту, готовится его концепция и выносится  на утверждение руководящих органов банка. В частности, концепция подписывается председателем правления. Как только он ее подписал, мы начинаем готовить условия финансирования, кредитное предложение и так далее… Конечно, не все проекты доходят до окончательной реализации в виде конкретных проектов. 

- Какой процент проектов доходит до реализации?

- По Беларуси от подписанных концепций до стадии реализации доходит, наверное, 20-30% проектов. 

- Ведение предприятием отчетности по МСФО – это обязательное условие?

- Если на момент принятия решения по проекту отчетности по МСФО нет, то мы в договоре ставим какие-то сроки, в течение которых предприятие перейдет на эти стандарты. 

- Вы много говорили про кредитование, однако в документах банка предусмотрена и инвестиционная составляющая. Как обстоит дело именно с инвестициями в белорусские проекты?

- В Беларуси, к сожалению, дела обстоят никак. Мы предоставляем в центральный офис информацию о возможных инвестиционных проектах, о возможных входах в доли соответствующих предприятий. Но в Беларуси ситуация немного отличается от российской, и в Беларуси, можно сказать, у нас еще не дошли руки до прямых инвестиций. 

- Известно, что в числе реализуемых ЕАБР проектов – финансирование строительства гостинично-административных комплексов в Минске. О каких именно комплексах идет речь? Планируется ли их завершение к 2014 году, когда в Беларуси пройдет чемпионат мира по хоккею?

- В Минске это гостиничный комплекс компании «Моспромстрой-Отель» на проспекте Дзержинского. Размер нашего кредита по этому проекту – $47 млн. Открыть гостиницу планируется в любом случае до мая 2014 года. Я думаю, уже к концу 2013-го она будет полностью введена в строй. 

- С негосударственными коммерческими структурами в Беларуси вы как-то сотрудничаете?

- Мы очень заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с такими структурами. Но получается, что наши объемы кредитования, даже минимальные, – великоваты для частного бизнеса. Фирмам просто не нужны такие большие объемы денег. Кроме того, мы не заходим на ту территорию, где работают коммерческие банки. Мы не хотим создавать конкуренцию белорусским банкам, поэтому мы уходим в такие «тяжелые», инфраструктурные проекты, характерные для банков развития. 

- Как быть с отсутствием приватизации в Беларуси? Достаточно вспомнить, что в 2011 году кредит от АКФ ЕврАзЭС выдавался под обещание белорусских властей ежегодно проводить приватизацию госсобственности на $2,5 млрд, но этого не происходит.

- Что касается кредита, то показатель приватизации там является индикативным и как таковой условием выдачи кредита не являлся. Если же говорить о приватизации в Беларуси, то это процесс очень многогранный и сложный. Например, нет смысла приватизировать не подготовленные к приватизации предприятия. Не всегда желание приватизировать совпадает с готовностью предприятия быть приватизированным. 

- А вам было бы проще работать в условиях активной приватизации, или в таких условиях, как сейчас?

- Вы знаете, с приватизированными предприятиями работать проще, там в действие вступают более понятные коммерческие механизмы. С другой стороны, мы все же банк развития. Ну какое приватизированное предприятие может, например, строить дорогу? Или вот БЖД планирует электрифицировать какой-то участок железной дороги. Понятно, что БЖД приватизировано никогда не будет. А мы с удовольствием поучаствуем в подобном проекте, потому что это наша миссия, наша цель. 

Справка БДГ

Евразийский банк развития (ЕАБР) – региональный банк развития, учрежденный Россией и Казахстаном в 2006 году. Сегодня участниками Банка являются шесть государств: к учредителям присоединились Армения, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан. Беларусь присоединилась к ЕАБР в 2010 году. Члены Совета банка от РБ – министр финансов Андрей Харковец и министр экономики Николай Снопков.

Миссия ЕАБР – содействие развитию рыночной экономики государств-участников банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними.

Уставный капитал превышает $1,5 млрд. Он сформирован за счет взносов государств-участников: Россия – $1 млрд, Казахстан – $500 млн, Армения – $100 тыс., Таджикистан – $500 тыс., Беларусь – $15 млн, Кыргызстан – $100 тысяч.

В целях содействия росту взаимной торговли и взаимных инвестиций, устойчивому росту государств-участников банка, модернизации и повышении конкурентоспособности национальных экономик ЕАБР обеспечивает:

- финансирование инвестиционных проектов, имеющих интеграционный эффект;

- предоставление технического содействия в реализации проектов, имеющих интеграционный эффект;

- осуществление необходимых исследований в рамках Центра интеграционных исследований по вопросам экономической интеграции.

Банк обеспечивает финансирование по следующим приоритетным направлениям:

- проекты по развитию инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, энергетической, муниципальной);

- развитие производств с высокой добавленной стоимостью;

- программы по повышению энергоэффективности экономики.

Также ЕАБР оказывает финансовую поддержку в проведении предынвестиционных и инновационных исследований на межгосударственном, страновом и отраслевом уровнях, направленных на углубление интеграционных процессов на евразийском пространстве, укрепление рыночной инфраструктуры и обеспечение устойчивого экономического роста государств-участников банка.

←Сельхозорганизации стали основными должниками ФСЗН

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика