Лукашенко: «практику раздачи льгот нужно прекращать»
Свободные экономические зоны в Беларуси «выходят из экономической моды». Новые предприятия в них создаваться не будут, а белорусские резиденты СЭЗ смогут пользоваться нынешними налоговыми и прочими льготами только до 2015 года. Полтора десятка лет назад СЭЗ считались лучшим способом привлечь в страну инвесторов, но сегодня власти предпочитают другие инструменты.
СЭЗ теряют высочайшее покровительство
9 июля, посещая предприятия на территории свободной экономической зоны «Могилев», Александр Лукашенко неожиданно заявил, что не видит необходимости в дальнейшем расширении имеющихся свободных экономических зон. «Думаю, что нам размахиваться здесь нечего, и рабочих мест у нас достаточно. Надо думать о том, чтобы, создавая предприятие и предоставляя преференции, государство что-то от этого имело, – сказал президент. – Давайте договоримся так: эту пятилетку дорабатываем и все, кроме иностранных предприятий. Им (госпредприятиям) время до конца пятилетки, и надо присматриваться к новым руководителям, которые будут знать, что с 2015 года придется напрягаться и платить по полной ставке».
Президент считает, что в Беларуси уже не стоит остро вопрос с рабочими местами, а потому, возможно, нет необходимости привлекать с помощью СЭЗ предприятия и давать им определенные преференции. «Больше мы не будем этим заниматься, да я уже и так негласно сдерживал этот процесс. Но уже привлекать предприятия, даже с иностранным капиталом, таким образом я не считаю нужным», – заявил Лукашенко, отметив, что в Беларуси есть много менее развитых территорий в небольших городах и поселках, где созданы не менее привлекательные условия для инвесторов.
Как обычно и происходит во время подобных высочайших экскурсий, чиновники экономического блока доложили Александру Лукашенко о деятельности свободных экономических зон в Беларуси и, в частности, о работе СЭЗ «Могилев». По словам министра экономики Николая Снопкова, совокупно белорусские СЭЗ дают около 10% общего объема экспорта, а СЭЗ «Могилев» вообще обеспечивает около половины регионального экспорта. Как пояснил председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник, это связано с тем, что преимуществами резидентов свободной экономической зоны на данный момент пользуется ряд крупных валообразующих предприятий.
Как показательный пример было отмечено: на каждый рубль затрат на создание инфраструктуры того участка СЭЗ, который посетил президент, получено 20 рублей привлеченных иностранных инвестиций.
Однако «золотой век» СЭЗ в Беларуси остается позади. Министр экономики заметил, что, по его мнению, дальше развивать свободные экономические зоны не нужно, так как на сегодняшний день еще далеко не в полной мере освоены территории уже существующих СЭЗ. Да и вообще, сама по себе политика развития СЭЗ не согласуется с договоренностями в рамках Единого экономического пространства.
Немного позднее председатель КГК Александр Якобсон и Николай Снопков подтвердили, что дальнейшее расширение и развитие свободных экономических зон как самостоятельных образований представляется нецелесообразным. Связано это в том числе и с тем, что сегодня в малых городах и селах Беларуси инвесторы могут пользоваться практически всеми теми же льготами, что и резиденты СЭЗ. Одновременно открытие там новых производств позволит создать рабочие места и повысить доходы населения.
Речь, напомним, идет о льготах для бизнеса в малых городах и сельской местности, прописанных в декрете президента №6 от 07.05.2012 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».
Мнение эксперта
«Нам не хватает нормальных, деловых инвесторов, которые хотят что-то развивать, строить, открывать новые производства. Но у нас зарплаты сейчас стараются административным путем довести до уровня зарплат в соседних странах. И куда лучше вкладываться инвестору, ведущему международный бизнес, – в Беларусь, или в Литву, Латвию? Стоимость ведения бизнеса у нас уже сопоставима с этими странами, – сказал в своем выступлении на Primus.by вице-председатель Минского союза предпринимателей и работодателей Алексей Колб. – Но там любой производитель сразу получает на свои товары надпись «Сделано в ЕС». А создавать производство в Беларуси выгоднее тому, кто планирует захватить рынки России, Казахстана. Если говорить про СЭЗы, то я снимаю шляпу перед спичрайтерами президента, которые ему подобрали хорошие формулировки, чтобы объяснить народу, что время СЭЗов закончилось. По соглашению о Едином экономическом пространстве таких свободных экономических зон быть не должно. Видимо, нашелся хороший консультант, который не побоялся объяснить президенту, что Москва начнет показывать новые серии «Крестного батьки», если Беларусь не успокоится со своими СЭЗами.
И президент нашел красивый выход, заявив, что пора уже думать о стране, зарабатывать для страны деньги, и потому СЭЗов больше не будет. То есть он сохранил свое лицо, не показав, что в этом вопросе он зависит от Москвы или, там, Астаны. При этом он обратил внимание, что СЭЗы «заканчиваются» для белорусских предприятий, но не для иностранных».
Территории не для всех
Когда в Беларуси создавались свободные экономические зоны, правительству представлялось, что они станут неиссякаемым источником инвестиций в страну. Во второй половине 90-х идея свободных экономических зон была позаимствована из мировой практики как эффективная модель территориально-хозяйственного управления, способная обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет иностранных инвестиций и технологий.
В конце 90-х перед СЭЗ ставились грандиозные задачи: привлечь зарубежные инвестиции, нарастить экспорт, развить импортозамещающиа производства, создать новые рабочие места.
С 1996 по 2002 годы было создано шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест» (в 1996-м), СЭЗ «Минск» (1998-й), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998-й), СЭЗ «Витебск» (1999-й), СЭЗ «Могилев» (2002-й) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002-й). По многим признакам под понятие свободной экономической зоны подпадает и минский Парк высоких технологий (ПВТ), хотя формально к СЭЗ он не относится.
Согласно законодательству, белорусские СЭЗ – комплексные территории, объединяющие функции экспортной, производственной и свободной таможенной зоны. Компании, имеющие статус резидентов СЭЗ, уплачивают только часть налогов; также по ряду налогов предоставляются преференции.
Впрочем, власти изначально ограничили круг тех видов бизнеса, которые могут развиваться в рамках СЭЗ, отдав приоритет разного рода производствам. Чтобы стать резидентом СЭЗ, заявленный объем иностранных инвестиций кандидата должен составлять не менее 1 млн евро. Резидент СЭЗ должен располагаться на территории СЭЗ и заключить договор об условиях деятельности в экономической зоне с ее администрацией.
Льготы, предусмотренные законодательством для резидентов СЭЗ, не распространяются на компании, относящиеся к ряду рыночных секторов:
- общественное питание, игорный бизнес, организация и проведение электронных интерактивных игр, торговая и торгово-закупочная деятельность, операции с ценными бумагами;
- реализация товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ за пределами территории СЭЗ;
- деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.
Сегодня белорусским СЭЗ приходится работать, учитывая реалии Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также то, что Россия и Казахстан вступили в ВТО. В частности, уже упразднены таможенные льготы для резидентов СЭЗ при поставке произведенной ими продукции на внутренний рынок Таможенного союза. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные с 1 января 2012-го, уже лишены этой льготы, а «старые» резиденты вправе применять ее только до 2017 года.
Теперь же, как видим, белорусское руководство готово вообще отказаться от СЭЗ как инструмента привлечения инвесторов.