Главное зло экономической стабильности возвращается
Сальдо внешней торговли товарами сформировалось устойчиво отрицательным. Сигнал довольно тревожный, учитывая, что проблемы в торговом балансе (как признают высокопоставленные чиновники) являются первопричиной «экономических трудностей». Нынешнюю ситуацию во внешней торговле можно считать отражением того, что многолетняя борьба за положительное сальдо торгового баланса проиграна.
Как мы потеряли 5 млрд. долларов
В январе-мае товарный экспорт Беларуси составил 16,04 млрд. долларов и сократился, согласно данным Белстата, почти на четверть (на 24,2%). В денежном выражении речь идет о снижении на 5,12 млрд. долларов.
Столь впечатляющее сокращение экспорта обусловлено несколькими факторами. Поставки белорусских растворителей и разбавителей на внешние рынки снизились и составили в январе-мае всего 975 тыс. долларов, хотя в прошлом году экспортная выручка от растворительного бизнеса превышала 2 млрд. долларов.
Экспорт нефтепродуктов в январе-мае 2013 г. составил 5,09 млрд. долларов и сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,03 млрд. долларов, что обусловлено как снижением экспортных цен на данную продукцию, так и, по-видимому, прекращением поставок биодизельного топлива на внешние рынки.
Плюс к этому в текущем году прослеживается явное снижение экспорта так называемых инвестиционных товаров (продукции машиностроения), на производстве которых специализируются крупнейшие предприятия страны.
Так, экспорт грузовых автомобилей сократился в стоимостном выражении на 39,3% или на 262,6 млн. долларов, экспорт тракторов и седельных тягачей — на 24,3% или на 155,7 млн. долларов.
Неблагоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках привела также к снижению экспорта калийных удобрений в денежном выражении, хотя в физическом выражении ситуация остается на уровне прошлого года. В январе-мае Беларусь получила за счет экспорта калийных удобрений 1 млрд. 20,9 млн. долларов (что на 121,5 млн. долларов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
По некоторым товарным позициям белорусский экспорт вырос. Так, в январе-мае экспорт молока и сливок вырос примерно на 170 млн. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сыров и творога — на 27,5 млн. долларов, говядины — на 28,9 млн. долларов. Однако рост поставок белорусского продовольствия на внешние рынки не смог по понятным причинам перекрыть то падение, которое произошло по товарным позициям, указанным в начале статьи.
На фоне снижения экспорта в текущем году наблюдается рост импорта. Повышение зарплат и объемов инвестиций в машины и оборудование (в связи с объявленной модернизацией) обусловило увеличение импорта потребительских и инвестиционных товаров.
Рост импорта, с одной стороны, и падения экспорта, с другой, привели к образованию устойчивого отрицательного сальдо во внешней торговле.
Сальдо внешней торговли товарами в январе-мае 2013 г., млн. долл.
Источник: Белстат
Первопричина «экономических трудностей»
Власти осознают, что отрицательное сальдо во внешней торговле ни к чему хорошему не ведет. Нынешний глава Администрации президента Андрей Кобяков после валютного кризиса 2011-го констатировал, что «первопричина экономических трудностей», которые в позапрошлом году возникали, была связана с отрицательным сальдо торгового баланса.
Сегодня, когда мы вновь видим отрицательное сальдо во внешней торговле товарами, становится очевидно, что главное зло экономической стабильности возвращается. Борьба за положительное сальдо во внешней торговле, которую Беларусь ведет на протяжении последних 8 лет, фактически проиграна.
По мнению экспертов, выйти на устойчивое положительное сальдо во внешней торговле Беларусь не может, так как структура экономики, которая обуславливает негативные результаты внешнеэкономической деятельности, за последнее десятилетие никак не поменялась.
«Задача достичь положительного сальдо благородная сама по себе. Однако экономике, которая целиком импортирует минеральные ресурсы и продает продукцию первого передела, сложно достичь положительного сальдо во внешней торговле», — говорит экономист Сергей Чалый.
По мнению экспертов, к ухудшению положения дел во внешней торговле Беларуси приводит и ужесточение конкуренции на внешних рынках.
«Ужесточение конкурентной среды происходит по двум наднациональным причинам — создание Единого экономического пространства и вступление России в ВТО. С учетом названных причин, а также в связи с ожидаемым вступлением Казахстана в ВТО, конкуренция на внешних рынках для белорусских производителей будет нарастать», — полагает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
По его мнению, росту белорусского экспорта в краткосрочном периоде могло бы способствовать ослабление белорусского рубля к доллару. Процесс этот, напомним, уже начался.
«Благодаря девальвации, возможно, удастся на несколько десятков процентов снизить степень затоваренности складов, но это не решит проблему конкурентоспособности белорусских предприятий. Поэтому необходимо вести речь о реструктуризации экономики, чтобы создавать новые точки экономического роста», — полагает Георгий Гриц.
Но пока признаков того, что руководство страны готово реформировать экономику, нет никаких. А вот девальвация, необходимая для поддержания конкурентоспособности белорусского экспорта, вполне может иметь место.
Эксперты обращают внимание, что рост курса доллара, наблюдавшийся в Беларуси в последние недели, происходил на фоне ослабления российского рубля к доллару. Экономисты полагают, что для поддержания конкурентоспособности белорусских производителей на российском рынке сбыта Беларусь должна будет ослаблять курс нацвалюты пропорционально девальвации российского рубля.
«Фактор снижения курса российского рубля действительно негативно влияет на валютный рынок Беларуси. Думаю, что мы вынуждены будем догнать российский рубль в темпах его снижения к доллару», — считает Сергей Чалый.
По оценкам экономиста, с учетом ослабления российского рубля, а также в связи с негативными тенденциями во внешней торговле курс доллара к концу года может превысить 9500 рублей. Впрочем, добавляет эксперт, не исключен сценарий административного сдерживания курса.
«Не исключено, что когда курс дойдет до 9000, может сыграть психология, и власти начнут административным образом достаточно долго защищать эту цифру», — резюмировал Чалый.
Дмитрий ЗАЯЦ