КГК считает завышенными нормативы потерь в системе ЖКХ
Источник материала: БелТА
10.07.2013 14:15
—
Новости Экономики
10 июля, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Комитет государственного контроля Беларуси считает завышенными нормативы потерь в системе ЖКХ. Об этом заявил журналистам начальник главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК Сергей Ровнейко, передает корреспондент БЕЛТА.
В первом полугодии текущего года Комитетом госконтроля проведена проверка обоснованности формирования цен на жилищно-коммунальные услуги, а также проанализированы вопросы соблюдения режима экономии и бережливости в организациях ЖКХ.
Ситуация, которая складывается в сфере оказания услуг населению и юридическим лицам, находится в зоне повышенного внимания и органов управления, и населения. Как показали проверки, резервов для совершенствования деятельности системы ЖКХ предостаточно.
"В настоящее время ЖКХ республики характеризуется громоздкой системой управления и высокими эксплуатационными затратами, - отметил Сергей Ровнейко. - Руководители предприятий ЖКХ не всегда уделяют должное внимание снижению себестоимости предоставляемых услуг и повышению эффективности собственной деятельности. А ведь от затратности услуг ЖКХ зависит и формирование тарифов, и компенсация потерь из бюджета".
По словам представителя КГК, в республике существует четкая система формирования цен и тарифов и система бюджетного финансирования через установленные нормативы. Как показали проверки, нормы законодательства, касающиеся формирования тарифов на услуги ЖКХ исходя из планово-расчетных цен, в 2011-2012 годах фактически не работали, а бюджетное финансирование организаций ЖКХ осуществлялось в пределах складывающейся себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг. При этом возникающие разрывы в объемах доходов и расходов, обусловленные в том числе ростом себестоимости, покрывались исключительно за счет средств местных бюджетов. В результате в 2012 году по сравнению с 2011-м доля возмещения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг за счет бюджетных субсидий возросла на 6,8% при одновременном снижении долей их возмещения населением и юридическими лицами на 3%.
"Фактически из бюджета покрывались все расходы системы ЖКХ, - пояснил Сергей Ровнейко. - Это не стимулирует систему ЖКХ к режиму экономии, в первую очередь бюджетной".
Несовершенство действующей системы тарифообразования приводит к неравномерной нагрузке на региональные бюджеты и различиям в уровнях покрытия затрат в зависимости от источников финансирования. Например, в Минской области в 2012 году уровень возмещения затрат организаций ЖКХ за счет бюджетных субсидий составил 37%, в Витебской области - 72% (почти Br1 трлн. государственных средств).
КГК считает завышенными нормативы потерь и в этом видит резервы снижения себестоимости. В ходе проверки выявлены многочисленные факты нерационального использования, сверхнормативного расхода и потерь энергетических, водных и иных ресурсов.
Так, общая стоимостная оценка нормируемых потерь в прошлом году по услуге водоснабжения составила Br585 млрд., по услуге теплоснабжения - Br1,2 трлн. Характерный пример - КУП "Минскводоканал", где потери воды в системе водоснабжения составляют 25% от объема подачи (в прошлом году около 46 млн.куб.м).
При этом организации ЖКХ еще и не укладываются в установленный норматив потерь, по различным причинам допускают сверхнормативные потери. Только по проверенным 46 организациям ЖКХ (8% от их общего количества) Комитетом госконтроля выявлено сверхнормативных потерь воды и тепловой энергии на общую сумму Br31 млрд. "Эти суммы должны быть покрыты за счет прибыли организации, а по факту компенсируются за счет бюджетного финансирования", - сказал начальник главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК.
Существующие подходы в нормировании потерь не стимулируют должным образом к установлению режима жесткой экономии всех видов ресурсов. Так, отдельным предприятиям ЖКХ изначально устанавливались нормы потерь тепловой энергии, превышающие их предельное значение (17%). В частности, нормы потерь тепловой энергии РУП "Логойский комхоз" на 2012 год были установлены в размере 27%, РУП "Любанское ЖКХ" - 19,6%. И даже эти повышенные нормы организациями ЖКХ не соблюдались.
"Не совсем правильную позицию заняли органы управления, - считает представитель КГК. - Вместо досконального анализа и принципиального разбора причин вышестоящие органы нарушенные нормы корректируют под сложившийся факт".
Кстати, по отдельным котельным потери составляли более половины выработанной тепловой энергии. Например, при обследовании теплоисточников Ляховичского ЖКХ (Брестская область) установлено, что потери тепла по котельным предприятия, расположенным в сельской местности, составляли до 61,5%.
Конечно, основной причиной потерь энергии и воды является значительный износ существующих сетей и сооружений. Например, износ сетей водоснабжения УП ЖКХ "Витрайкомхоз" (Витебская область) на момент проверки составлял 95% - фактически здесь сети полностью подлежат замене.
"Для исправления ситуации в системе ЖКХ необходима модернизация, которая должна заключаться в ускоренной ликвидации отставания нормативной замены сетей водо- и теплоснабжения. Привлечь нужно все имеющиеся источники, включая инновационный фонд, - сказал Сергей Ровнейко. - Для этого требуется решение на уровне правительства. На старых изношенных сетях мы не сможем построить модернизированную экономику".
Но на ситуацию влияют и субъективные факторы - не изжиты факты элементарной бесхозяйственности, нарушения трудовой дисциплины. Проверкой установлены случаи неисправности запорной арматуры водопроводных и тепловых сетей, отсутствие и повреждение магистралей, отсутствие приборов учета или их неисправность. "Кроме как расхлябанностью не назовешь ситуацию в Верхнедвинском ЖКХ Витебской области, где потери воды в прошлом году превысили норматив в 4 раза", - отметил Сергей Ровнейко. Одна из причин - несвоевременное устранение аварий. За январь-сентябрь 2012 года их произошло 12, при этом на устранение одной аварии в среднем затрачивалось до 20 дней, а не за сутки-двое.
Таким образом, основным резервом снижения затрат в системе ЖКХ является максимальное устранение негативного влияния потерь и неучтенного расходования всех видов ресурсов. Ведь снижение потерь, учитываемых в себестоимости, только на 1% позволило бы получить экономию в размере около Br100 млрд. Нетрудно представить, какая экономия получилась бы при абсолютном соблюдении установленного правительством норматива и целенаправленного его снижения.
Есть и другие резервы. Просчеты в определении проектных параметров при реализации технических программ приводят к эксплуатации оборудования, мощность которого не соответствует присоединенной нагрузке, что в свою очередь не способствует снижению затрат. Получается, что мощное оборудование работает вхолостую. Так, в пос.Юбилейный КУП "ЖКХ Минского района" используется котельное оборудование мощностью 28,8 Гкал/ч при присоединенной нагрузке только 6,7 Гкал/ч - меньше в 4 раза. В Витебской области в прошлом году фактическая подключенная мощность систем водоснабжения не превысила 26,4% от установленной.
"КГК вышло с предложением в Совет Министров (и оно поддержано) провести оптимизацию источников и сетей, принять меры по увеличению присоединенной мощности, - сказал Сергей Ровнейко. - Другого пути нет - организациям ЖКХ надо находить дополнительных потребителей своих услуг".
Наряду с объективными факторами (повышение цен на энергоресурсы, рост амортизационных отчислений, увеличение расходов по оплате труда, налоговых платежей и др.) росту себестоимости ЖКУ способствует несоблюдение установленного порядка отнесения затрат на себестоимость, что приводит к необоснованным выплатам из бюджета субсидий, покрывающих затраты организаций ЖКХ. Это повлекло незаконное получение денег из бюджета.
По результатам проверки организаций ЖКХ выявлено сверхнормативных потерь воды и тепловой энергии на общую сумму Br31,4 млрд., необоснованное завышение себестоимости жилищно-коммунальных услуг в размере Br24,5 млрд., к перечислению в бюджет предъявлено Br5,5 млрд. административных штрафов и Br20,5 млрд. незаконно использованных бюджетных средств. К административной ответственности привлечено 46 должностных лиц, к дисциплинарной - 98.
В ходе реализации предложений Комитета госконтроля в настоящее время проводится работа по снижению уровня действующих норм расхода ТЭР; ужесточению нормативов потерь и неучтенных расходов воды; усилению контроля за формированием себестоимости жилищно-коммунальных услуг; оптимизации схем водо- и теплоснабжения населенных пунктов; обеспечению надлежащего состояния котельного и водопроводноканализационного оборудования, теплотрасс, условий хранения местных видов топлива.
По поручению главы государства все нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок, должны быть устранены по итогам работы за девять месяцев 2013 года.-0-
В первом полугодии текущего года Комитетом госконтроля проведена проверка обоснованности формирования цен на жилищно-коммунальные услуги, а также проанализированы вопросы соблюдения режима экономии и бережливости в организациях ЖКХ.
Ситуация, которая складывается в сфере оказания услуг населению и юридическим лицам, находится в зоне повышенного внимания и органов управления, и населения. Как показали проверки, резервов для совершенствования деятельности системы ЖКХ предостаточно.
"В настоящее время ЖКХ республики характеризуется громоздкой системой управления и высокими эксплуатационными затратами, - отметил Сергей Ровнейко. - Руководители предприятий ЖКХ не всегда уделяют должное внимание снижению себестоимости предоставляемых услуг и повышению эффективности собственной деятельности. А ведь от затратности услуг ЖКХ зависит и формирование тарифов, и компенсация потерь из бюджета".
По словам представителя КГК, в республике существует четкая система формирования цен и тарифов и система бюджетного финансирования через установленные нормативы. Как показали проверки, нормы законодательства, касающиеся формирования тарифов на услуги ЖКХ исходя из планово-расчетных цен, в 2011-2012 годах фактически не работали, а бюджетное финансирование организаций ЖКХ осуществлялось в пределах складывающейся себестоимости оказываемых жилищно-коммунальных услуг. При этом возникающие разрывы в объемах доходов и расходов, обусловленные в том числе ростом себестоимости, покрывались исключительно за счет средств местных бюджетов. В результате в 2012 году по сравнению с 2011-м доля возмещения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг за счет бюджетных субсидий возросла на 6,8% при одновременном снижении долей их возмещения населением и юридическими лицами на 3%.
"Фактически из бюджета покрывались все расходы системы ЖКХ, - пояснил Сергей Ровнейко. - Это не стимулирует систему ЖКХ к режиму экономии, в первую очередь бюджетной".
Несовершенство действующей системы тарифообразования приводит к неравномерной нагрузке на региональные бюджеты и различиям в уровнях покрытия затрат в зависимости от источников финансирования. Например, в Минской области в 2012 году уровень возмещения затрат организаций ЖКХ за счет бюджетных субсидий составил 37%, в Витебской области - 72% (почти Br1 трлн. государственных средств).
КГК считает завышенными нормативы потерь и в этом видит резервы снижения себестоимости. В ходе проверки выявлены многочисленные факты нерационального использования, сверхнормативного расхода и потерь энергетических, водных и иных ресурсов.
Так, общая стоимостная оценка нормируемых потерь в прошлом году по услуге водоснабжения составила Br585 млрд., по услуге теплоснабжения - Br1,2 трлн. Характерный пример - КУП "Минскводоканал", где потери воды в системе водоснабжения составляют 25% от объема подачи (в прошлом году около 46 млн.куб.м).
При этом организации ЖКХ еще и не укладываются в установленный норматив потерь, по различным причинам допускают сверхнормативные потери. Только по проверенным 46 организациям ЖКХ (8% от их общего количества) Комитетом госконтроля выявлено сверхнормативных потерь воды и тепловой энергии на общую сумму Br31 млрд. "Эти суммы должны быть покрыты за счет прибыли организации, а по факту компенсируются за счет бюджетного финансирования", - сказал начальник главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК.
Существующие подходы в нормировании потерь не стимулируют должным образом к установлению режима жесткой экономии всех видов ресурсов. Так, отдельным предприятиям ЖКХ изначально устанавливались нормы потерь тепловой энергии, превышающие их предельное значение (17%). В частности, нормы потерь тепловой энергии РУП "Логойский комхоз" на 2012 год были установлены в размере 27%, РУП "Любанское ЖКХ" - 19,6%. И даже эти повышенные нормы организациями ЖКХ не соблюдались.
"Не совсем правильную позицию заняли органы управления, - считает представитель КГК. - Вместо досконального анализа и принципиального разбора причин вышестоящие органы нарушенные нормы корректируют под сложившийся факт".
Кстати, по отдельным котельным потери составляли более половины выработанной тепловой энергии. Например, при обследовании теплоисточников Ляховичского ЖКХ (Брестская область) установлено, что потери тепла по котельным предприятия, расположенным в сельской местности, составляли до 61,5%.
Конечно, основной причиной потерь энергии и воды является значительный износ существующих сетей и сооружений. Например, износ сетей водоснабжения УП ЖКХ "Витрайкомхоз" (Витебская область) на момент проверки составлял 95% - фактически здесь сети полностью подлежат замене.
"Для исправления ситуации в системе ЖКХ необходима модернизация, которая должна заключаться в ускоренной ликвидации отставания нормативной замены сетей водо- и теплоснабжения. Привлечь нужно все имеющиеся источники, включая инновационный фонд, - сказал Сергей Ровнейко. - Для этого требуется решение на уровне правительства. На старых изношенных сетях мы не сможем построить модернизированную экономику".
Но на ситуацию влияют и субъективные факторы - не изжиты факты элементарной бесхозяйственности, нарушения трудовой дисциплины. Проверкой установлены случаи неисправности запорной арматуры водопроводных и тепловых сетей, отсутствие и повреждение магистралей, отсутствие приборов учета или их неисправность. "Кроме как расхлябанностью не назовешь ситуацию в Верхнедвинском ЖКХ Витебской области, где потери воды в прошлом году превысили норматив в 4 раза", - отметил Сергей Ровнейко. Одна из причин - несвоевременное устранение аварий. За январь-сентябрь 2012 года их произошло 12, при этом на устранение одной аварии в среднем затрачивалось до 20 дней, а не за сутки-двое.
Таким образом, основным резервом снижения затрат в системе ЖКХ является максимальное устранение негативного влияния потерь и неучтенного расходования всех видов ресурсов. Ведь снижение потерь, учитываемых в себестоимости, только на 1% позволило бы получить экономию в размере около Br100 млрд. Нетрудно представить, какая экономия получилась бы при абсолютном соблюдении установленного правительством норматива и целенаправленного его снижения.
Есть и другие резервы. Просчеты в определении проектных параметров при реализации технических программ приводят к эксплуатации оборудования, мощность которого не соответствует присоединенной нагрузке, что в свою очередь не способствует снижению затрат. Получается, что мощное оборудование работает вхолостую. Так, в пос.Юбилейный КУП "ЖКХ Минского района" используется котельное оборудование мощностью 28,8 Гкал/ч при присоединенной нагрузке только 6,7 Гкал/ч - меньше в 4 раза. В Витебской области в прошлом году фактическая подключенная мощность систем водоснабжения не превысила 26,4% от установленной.
"КГК вышло с предложением в Совет Министров (и оно поддержано) провести оптимизацию источников и сетей, принять меры по увеличению присоединенной мощности, - сказал Сергей Ровнейко. - Другого пути нет - организациям ЖКХ надо находить дополнительных потребителей своих услуг".
Наряду с объективными факторами (повышение цен на энергоресурсы, рост амортизационных отчислений, увеличение расходов по оплате труда, налоговых платежей и др.) росту себестоимости ЖКУ способствует несоблюдение установленного порядка отнесения затрат на себестоимость, что приводит к необоснованным выплатам из бюджета субсидий, покрывающих затраты организаций ЖКХ. Это повлекло незаконное получение денег из бюджета.
По результатам проверки организаций ЖКХ выявлено сверхнормативных потерь воды и тепловой энергии на общую сумму Br31,4 млрд., необоснованное завышение себестоимости жилищно-коммунальных услуг в размере Br24,5 млрд., к перечислению в бюджет предъявлено Br5,5 млрд. административных штрафов и Br20,5 млрд. незаконно использованных бюджетных средств. К административной ответственности привлечено 46 должностных лиц, к дисциплинарной - 98.
В ходе реализации предложений Комитета госконтроля в настоящее время проводится работа по снижению уровня действующих норм расхода ТЭР; ужесточению нормативов потерь и неучтенных расходов воды; усилению контроля за формированием себестоимости жилищно-коммунальных услуг; оптимизации схем водо- и теплоснабжения населенных пунктов; обеспечению надлежащего состояния котельного и водопроводноканализационного оборудования, теплотрасс, условий хранения местных видов топлива.
По поручению главы государства все нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок, должны быть устранены по итогам работы за девять месяцев 2013 года.-0-
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)