У новой девальвации не будет прежнего эффекта
Минэкономики на прошлой неделе обнародовало обзор, в котором констатирует серьезное ослабление позиций Беларуси на внешних рынках. Учитывая острый кризис перепроизводства, многие заговорили о необходимости очередной девальвации рубля. Однако, по мнению ряда аналитиков, рассчитывать на то, что новая девальвация даст такой же положительный эффект, который имел место два года назад, сегодня не приходится.
«Торговля товарами демонстрирует ослабление позиций Беларуси на внешних рынках по сравнению с предыдущим годом. За январь — апрель 2013 года экспорт товаров сократился к уровню прошлого года на 22,7%, или на 3,8 млрд. долларов, импорт — на 9,6%, или на 1,5 млрд. долларов», — отмечается обзоре, опубликованном Министерством экономики 26 июня.
Дефицит внешней торговли товарами составил 1 млрд. 10,8 млн. долларов (по торговому балансу), тогда как годом ранее наблюдался профицит в размере 1 млрд. 285,8 млн. долларов.
Сокращение экспорта отмечено по всем группам товаров за исключением потребительских продовольственных. Так, продажи грузовых автомобилей сократились на 49,1%, седельных тягачей — на 40,6%, сельхозтехники — на 21,0%, тракторов — на 19,6%.
Производство работает на склад
По последним данным Белстата, объем нереализованной промышленной продукции превысил 80% среднемесячного объема производства — это 32 трлн. 461,5 млрд. рублей в денежном выражении.
Объемы запасов готовой продукции по некоторым отраслям просто шокируют: кожевенная промышленность — 293,4% среднемесячного объема производства, машины и оборудование — 204,2%, текстильное и швейное производство — 188,6%, обрабатывающая промышленность — 92,2%.
Разгрузке складов вряд ли сильно поможет персональная ответственность, возложенная Александром Лукашенко на высоких чиновников.
Спасение — в очередной девальвации?
Повторяется ситуация двухлетней давности. В 2011 году проблему экспорта продукции и, соответственно, отрицательного внешнеторгового баланса удалось решить с помощью двух девальваций национальной валюты (в мае и сентябре). Доллар тогда подпрыгнул с 3000 до 8500 рублей.
Впрочем, уже в начале 2012 года чиновники правительства и Нацбанка начали предупреждать: эффект от девальвации в ближайшее время будет исчерпан. Отмечалось: падение рубля повысило ценовую конкурентоспособность отечественной продукции, но без принятия дополнительных мер по повышению качества товаров экономика вновь может столкнуться с угрозами.
Ныне чиновники утверждают, что необходимости в новой девальвации нет. Об этом, в частности, заявил вице-премьер правительства Петр Прокопович, бывший руководитель Нацбанка.
Он напомнил, что курс формируется исходя из спроса и предложения на бирже: «На сегодня для девальвации нет оснований. Национальный банк с начала года купил около миллиарда долларов. Поэтому какие могут быть основания для девальвации?».
Более осторожна в своих высказываниях нынешняя глава Нацбанка Надежда Ермакова, которая вслед за Прокоповичем заявила в интервью «Народной газете»: «Предпосылок для девальвации — такой, какая у нас была в 2011 году — нет».
Эффект от девальваций 2011 года использован не в полной мере
Впрочем, не все эксперты считают, что девальвация может еще раз спасти экономику от обвала.
«В нынешней ситуации такого положительного эффекта от девальвации действительно ожидать не стоит», — отметил в комментарии для БелаПАН экономист Сергей Чалый.
«Девальвация — это мера рыночная, это не просто административный приказ. Ее эффект работает ровно настолько, насколько рыночной является среда», — подчеркнул эксперт.
За прошлый год, по оценке Чалого, структура экономики поменялась, причем не в лучшую сторону.
«Белорусской экономике всегда была присуща разница между условиями, созданными для работы государственного и негосударственного секторов экономики. 2012 год и первая половина нынешнего эту разницу усилили», — констатирует Чалый.
Так, по его словам, госпредприятия сегодня живут в режиме тотальной модернизации, фактически просто осваивая выделяемые им средства.
«Им безразлична денежно-кредитная политика Нацбанка, потому что есть инструменты, которые делают для них кредиты существенно дешевле. Например, если для всех в стране кредиты в иностранной валюте запрещены, то в целях модернизации — пожалуйста, нет проблем. А модернизируются у нас именно государственные компании. Они себе выстроили такую резервацию, где в достаточно высокой степени защищены от рыночных стимулов и сигналов. Это автоматически уменьшает эффект девальвации», — отмечает эксперт.
Девальвация, отмечают аналитики, — мера, которая работает разово и внезапно, а потом необходимо задействовать рыночные механизмы.
«Поскольку она дала положительный результат, улучшила финансовое положение предприятий, и некая ценовая корректировка произошла, и курс стал рыночным — надо было расширять сферу в экономике, где действуют рыночные стимулы. А вместо этого пошли процессы противоположного плана. Таким образом, каждая следующая доза (девальвация) будет приносить все меньший результат», — предполагает Чалый.
За последние два года изменилась и ситуация на внешних рынках. «Уже нет такого сильного роста на внешних рынках, который позволял при падении цены моментально увеличивать и неограниченно поглощать наши товары. Поэтому я не уверен, что решение о девальвации, даже если оно будет принято, каким-то серьезным образом поможет экономике», — прогнозирует собеседник.
План по девальвации на 2014 год — 6%
Впрочем, по прогнозам аналитиков, на новую резкую девальвацию с учетом приближения президентских выборов 2015 года власти вряд ли решатся.
Эти предположения подтверждаются планами правительства. В концепцию прогноза социально-экономического развития страны на 2014 год среднегодовой курс доллара заложен на уровне 9500 рублей.
Аналогичный показатель на 2013 год запланирован на уровне 8950 рублей.
Таким образом, несложно подсчитать, что в будущем году девальвация национальной валюты по расчетам правительства составит около 6%.
Схожие прогнозы у независимых экономистов.
Например, эксперты исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (ИПМ) ожидают, что курс доллара к концу 2013 года составит 9200 рублей, к концу 2014 года — 9500 рублей.
«Равновесие, которое установилось на финансовых рынках в последние периоды, представляется достаточно хрупким. При этом монетарные власти нацелены на некоторое смягчение денежной политики, но стремятся обеспечивать относительно стабильный уровень номинального обменного курса», — говорится в макроэкономическом прогнозе, который подготовили эксперты исследовательского центра ИПМ.
Такая политика может быть успешной только при привлечении внешних заимствований, считают экономисты. Однако при нехватке кредитов обесценение национальной валюты может быть гораздо более существенным, предупреждают аналитики.
Ирина ЛЕВШИНА