Долгое эхо «растворителей»

Источник материала:  
18.06.2013 10:32 — Новости Экономики

Между Минском и Москвой опять напряженность. Ее причина – так и не подписанный с начала года топливно-энергетический баланс Союзного государства. В первом полугодии белорусская сторона получала ровно столько нефти, сколько хотела, но сейчас все может измениться: похоже, в Москве считают, что Минск опять пытается хитрить с экспортом нефтепродуктов.


В начале года правительства России и Беларуси так и не смогли подписать общегодовой баланс по поставкам российской нефти на белорусские НПЗ. Причиной стал спор из-за объемов: Беларусь хотела получить беспошлинно 23 млн тонн нефти, Россия же готова была предложить только 18,5 млн тонн. В результате Москва и Минск стали договариваться по каждому кварталу в отдельности. Для Беларуси на первых порах это оказалось даже выгоднее: при подобном раскладе в первые два квартала она получала по 5,75 млн тонн российской нефти в каждом – это как раз соответствовало желаемым 23 млн тонн за год.

Однако аналогичное двум предыдущим соглашение о поставках нефти на III квартал к назначенному сроку осталось не подписанным. Как сообщил источник «Интерфакса» в белорусском профильном ведомстве, Минэнерго России отказалось даже вести переговоры на эту тему. «Несмотря на прежние заявления о готовности подписать документ на III квартал до 15 июня, баланс поставок нефти в третьем квартале пока остается неподписанным. Минэнерго России заявляет, что у них нет указаний своего правительства вести c белорусами переговоры на эту тему», – сказал источник.

Чуть меньше месяца назад – 20 мая – глава Минэнерго России Александр Новак заявлял, что баланс поставок нефти в III квартале из России в Беларусь должен быть подписан до 15 июня. В том же самом нас заверял первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко: по его словам, поставки нефти в III и IV кварталах 2013 года будут идти, исходя из годовой потребности Беларуси в 23 млн тонн. Семашко подчеркивал, что рассчитывать на это Беларуси позволяет полное выполнение взятых на себя обязательств по поставкам в Россию нефтепродуктов и допуску российских компаний к свободной работе на белорусских НПЗ. В частности, по данным Семашко, за январь-апрель 2013 года Беларусь поставила в Россию 561 тыс. тонн высококачественного топлива, что позволило удержать розничные цены на топливо в России в апреле-мае на уровне февраля-марта этого же года. Кроме того, в апреле-мае 2013-го российские компании перерабатывали на белорусских НПЗ до 40% нефти, тогда как в 2012 году эта доля составляла 28%.

Новость об отказе России подписывать нефтяной баланс на III квартал появилась утром в понедельник. Но уже через несколько часов заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов сообщил журналистам, что российская сторона в ближайшие дни определится с цифрами поставок нефти в Беларусь. Правда, замминистра дал понять: объемы могут оказаться совсем не такими, на какие рассчитывают в Минске.

«Позиция РФ заключается в том, чтобы учитывать объемы загрузки белорусских НПЗ и технических параметров соглашения, которое было ранее достигнуто, – сказал Молодцов информагентству РБК. – В первом квартале мы поставили чуть меньше 5,7 млн тонн, во втором – 5,75 млн. По третьему кварталу будем работать в рамках достигнутых договоренностей. На этой неделе вы этот ответ узнаете. Договоренности будут достигнуты в ближайший день-два».

Напомним, 7 июня на пресс-конференции в Минске посол России в Беларуси Александр Суриков сказал: «Что кается нефтяного баланса: пока он рассматривался поквартально – на первый, второй квартал. На II квартал он еще не истек. И заявка белорусской стороны, я так понимаю, это "Белнефтехим", учлась и в первом, и во втором квартале, из прогнозируемого годового объема 23 млн тонн, который и запрашивает Беларусь. До 15 июня, так я понимаю, что стороны должны рассмотреть или следующий, очередной полугодовой уже баланс, или опять квартальный. Мне сложно сообразить, какой они рассмотрят, учтутся ли интересы так же, как и в первом-втором квартале – думаю, что учтутся. Но это решение пока вот примется 15 июня».

Как видим, решение так пока и не принято.

Растворители ушли, недоверие осталось

Комментируя для БДГ ситуацию с подписанием нефтяного баланса на III квартал, глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов заявил, что, по его мнению, задержка с подписанием баланса связана с давним российско-белорусским конфликтом, вызванным экспортом Беларусью нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, под видом «растворителей» и «разбавителей». «За последние две недели Беларусь неоднократно заявляла, что этот вопрос окончательно решен и экспорт прекращен, – говорит Симонов. – Однако, судя по всему, белорусская сторона не смогла предоставить достаточных доказательств и гарантий. Полагаю, именно этим вызвана медлительность российских властей».

Ранее, констатирует «РосБизнесКонсалтинг», анонимные источники в правительстве России сообщали, что Москва не будет увеличивать во втором полугодии объем поставляемой в Беларусь нефти, как того хочет Минск. Среди причин этого эксперты называли отказ от выполнения белорусской стороной давних договоренностей по интеграционным проектам, а также продолжение ею «серого» реэкспорта нефти, за который не уплачиваются налоги в российский бюджет.

Напомним, что согласно договоренностям в рамках Таможенного союза и ЕЭП, Беларусь не может экспортировать за пределы ТС выработанные из российской нефти нефтепродукты без уплаты экспортных пошлин в российский бюджет. (Добываемую у себя «речицкую» нефть мы продаем в ЕС в сыром виде.)

Тем не менее, под видом «растворителей», «разбавителей», «смазок» и «биодизеля» продукты переработки российской нефти шли на экспорт с начала и до осени 2012 года. По данным информагентства Regnum, ущерб российскому бюджету от «растворительно-разбавительной схемы», реализованной под патронажем официального Минска, оценивается независимыми экспертами в $1,5-2 млрд.

Впрочем, юридическая лазейка закрылась только 24 апреля этого года, когда коллегия ЕЭК решением №99 «О классификации сложного органического растворителя по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» постановила считать сложный органический растворитель нефтепродуктом – и, соответственно, платить за его экспорт пошлины в бюджет России.

В свою очередь, замглавы ОГП, экономист Лев Марголин так рассматривает задержку подписания Россией баланса поставок нефти в Беларусь на ІІІ квартал: «В этом, безусловно, есть элемент давления, потому что дело затягивается до самого конца квартала. Во-вторых, баланс опять подписывается не на год, а на один квартал. И хотя были сообщения, что в июне будет подписан баланс до конца года, но этого может не произойти».

«Это давление Кремля на официальный Минск за то, что он затягивает решение проблем по созданию известных холдингов, которые будто бы уже были согласованы, – считает Марголин. – Но, в конце концов, нефтяной баланс будет подписан. Ложка дегтя в том, что белорусская сторона хотела бы, чтобы весь объем поставлялся по нефтепроводам, а Москва тянет до последней минуты и потом говорит, что поскольку условия не выполнены, значит, часть получите по железной дороге. Это своеобразное наказание для белорусских властей».

«Идет постепенное склонение белорусской стороны к экономическим реформам и приватизации предприятий, и она никуда от этого не денется. В ближайшие два-три месяца мы увидим конкретные итоги этой политики. У Лукашенко больше не получится водить за нос Путина. И даже печально известной авиационной базы, которую планируется разместить в Беларуси, не хватит для того, чтобы решить финансовые вопросы. Нужно будет отдать значительно больше», – заключил замглавы ОГП.

←Беларусь нарастила импорт продовольствия на 32%, экспорт – на 15%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика