Первый квартал комом: экспорт не оправдал ожиданий правительства
Правительственная задача на этот год – увеличить экспорт товаров и услуг на 15,2%. Однако в первом квартале зафиксировано существенное отставание от показателей прошлого года. Можно, конечно, эту неудачу списать на растворители, которых больше нет в экспортной корзине Беларуси. Однако причина отнюдь не только в этом – снижение поставок продукции на внешние рынки зафиксировано по многим товарным позициям.
ТОП-13 экспортных товаров Беларуси
Данные, появившиеся на этой неделе, показывают, что пока той динамики, которую хотело бы видеть правительство, не наблюдается. Из 13 позиций, которые формируют почти две трети белорусского экспорта, снижение поставок продукции на внешние рынки наблюдалось по 10 товарам. На таблице, приведенной ниже, наглядно видно, как изменились в денежном выражении объемы экспорта ключевых белорусских товаров.
Экспорт основных белорусских товаров
в январе-марте 2012-2013 гг. (в млн. долл.)
Что касается заметного снижения выручки от экспорта нефтепродуктов, то обусловлено это, по мнению экспертов, двумя факторами.
Во-первых, в первом квартале 2013-го снизилась средняя цена тонны нефтепродуктов. Так, если в январе-марте 2012-го средняя цена экспортируемого бензина превышала 1000 долларов, то в первом квартале 2013-го — 900 долларов. Возможно, снижение выручки от экспорта нефтепродуктов также связано и с прекращением биодизельного бизнеса, которым занимались частные белорусские компании в первой половине прошлого года.
Однако, в целом ситуация с экспортом белорусских нефтепродуктов вполне устойчивая. К слову, в первом квартале нынешнего года белорусским НПЗ удалось увеличить экспорт бензинов на 14,8% до 808,7 тыс. тонн, поставки дизтоплива на внешние рынки сохранились практически на уровне прошлого года.
А вот ситуация с экспортом продукции белорусского машиностроения, мягко говоря, неблагоприятная. Поставки на внешние рынки грузовых автомобилей, седельных тягачей, тракторов и других так называемых инвестиционных товаров сократились существенно.
К примеру, если в первом квартале 2012-го на экспорт ушло почти пять тысяч грузовых автомобилей и седельных тягачей, то в январе-марте нынешнего года – около 2,5 тыс. машин. Такая ситуация никак не вписывается в правительственные прогнозы, которые предусматривают, что в 2013-м на внешние рынки будет поставлено более 20600 грузовых автомобилей и седельных тягачей. То есть годовой план по экспорту этих машин выполнен в первом квартале лишь на 12,4%.
Аналогичная нестыковка с официальными прогнозами наблюдается и по экспорту ряда других ключевых экспортных позиций Беларуси.
Чересчур оптимистичные планы
Представители белорусского машиностроения объясняют существенное падение экспорта изменением условий работы на российском рынке. В частности, заместитель генерального директора «Минского автомобильного завода» Дмитрий Короткевич связывает снижение спроса на продукцию МАЗа в России с введением там нового экологического стандарта.
«Новый экологический стандарт Евро-4 повлек за собой настороженность потребителя к переходу на новую технику, на которую пока отсутствует база по ремонту, по наличию запасных частей, качественного моторного топлива для того, чтобы обеспечить эти нормы. В связи с этим возникло падение спроса, что, в свою очередь, вызвало проблемы с реализацией продукции», — рассказал Дмитрий Короткевич во время недавней встречи с журналистами.
Несмотря на спад экспорта в первом квартале, правительство рассчитывает исправить ситуацию в ближайшие месяцы. Вице-премьер Петр Прокопович заявил на этой неделе, что уже по итогам 9 месяцев правительство планирует «выйти на реальное выполнение всех показателей для промышленности, главный среди которых — наращивание экспорта не менее чем на 15% за текущий год».
Правительственные планы предусматривают, что экспорт товаров и услуг в 2013 году вырастет на 15,2%. Однако, по итогам первого квартала он снизился почти на 18% к аналогичному периоду прошлого года.
Наблюдатели сомневаются, что темпы белорусского экспорта из глубокого минуса трансформируются в большой плюс.
«В Европе рецессия, в России экономический рост ожидается на уровне считанных процентов… На этом фоне роста экспорта может вообще не быть – хотя бы наверстать то отставание, которое образовалось в первом квартале», — говорит экономист Леонид Злотников.
В России, которая выступает основным рынком сбыта для большинства белорусских товаров, прогнозируется рост ВВП в 2013 года в районе 3%. Минэкономразвития на текущей неделе чуть улучшило прогноз, заявив, что во втором полугодии темпы экономического роста могут превысить 3%. С учетом таких прогнозов по российской экономике белорусские планы по росту экспорта на текущий год являются «чересчур оптимистичными», полагает Злотников.
По мнению экспертов, расхождение в первом квартале фактических показателей экспорта белорусских товаров с запланированными обусловлено тем, что ожидания были завышены.
«Задания по росту экспорта можно устанавливать разные. Однако, они никак не влияют на конъюнктуру, которая складывается на мировом рынке. Поэтому если конъюнктура на внешних рынках меняется, предприятия ограничивают инвестиционные расходы и экспорт белорусских инвестиционных товаров сокращается, что мы и увидели в этом году», — подытожил экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Дмитрий ЗАЯЦ