Почему бизнес пока с оглядкой идет в регионы?
Почему бизнес не готов сегодня расширяться в регионах? Смогут ли областные, а тем более районные города приблизиться к столичному уровню бизнес-среды? Когда это может произойти?
Крупные торговые сети уже пришли в регионы
На сегодняшний день в Беларуси насчитывается всего 16 гипермаркетов. Это не так уж много по сравнению с другими странами. Концентрация сетевиков на рынке, к примеру, в Брестской области не превышает и 20%, в то время как в России подбирается к 50%, а в Финляндии и Швеции достигает 80%.
Широкое распространение в Беларуси получила сеть магазинов «Евроопт». На сегодняшний день в республике работает 131 магазин сети и до конца 2013 года компания планирует значительно увеличить их количество. Ассортимент предлагаемых товаров сети насчитывает более 88 тыс. единиц, которые находятся в самом низком ценовом сегменте.
Покорив крупные города, сеть «Евроопт» подалась в провинцию. Например, в Брестской области, кроме столицы региона, магазины сети есть в Березе. Строится магазин в Кобрине. В ближайшей перспективе откроется он и в Жабинке, где до сих пор доминирующие позиции занимала потребкооперация.
Достаточно широко представлена в регионах Беларуси и сеть магазинов «Алми». В сентябре 2008 года гипермаркет-долгострой по улице Космонавтов в Гродно сменил свою вывеску на новое название - гипермаркет «Алми» (первый в городе). Кроме этого, в Гродно работают 7 универсамов «Алми», еще один проектируется в микрорайоне «Девятовка».
Открыт супермаркет по ул.Московская и в Бресте. В настоящее время по этой улице проектируется еще один супермаркет. Есть в городе и универсамы, гастрономы сети «Алми». В районных городах Брестской области работают супермаркет и гастроном в Пинске, универсам – в Барановичах.
Два супермаркета построены в Гомеле. В Жлобине работает универсам, в Светлогорске – гастроном (Гомельская обл.). По одному универсаму открыты в Орше (Витебская обл.) и Бобруйске (Могилевская обл.).
В Минской области в Молодечно и Борисове работают по одному универсаму и одному гастроному. Строится еще один универсам по ул.Н.Неман в Борисове.
Открывает свои новые филиалы в республике ООО «Табак-инвест». В октябре 2011 года новый филиал компании «Витебский Торговый центр «Корона» был открыт в Витебске. С этого времени у витебчан и гостей северной столицы, как и у горожан Минска, Бреста и Бобруйска, появилась уникальная возможность окунуться в атмосферу европейского шопинга.
Появились в регионах и первые крупные торговые центры
Первым крытым рынком, который появился в Витебске, стал торговый центр «Европа» по ул.Смоленской.
Он начал строиться не с нуля. Раньше в этом здании находился магазин «Алеся», а потом его выкупили, отремонтировали, отреставрировали и превратили в торговый центр. Сейчас ТЦ «Европа» - это двухуровневое здание, в котором расположены различные торговые точки. Здесь продается одежда, обувь, канцелярские принадлежности, промышленные товары, бытовая химия, бытовая техника, косметика, мобильные телефоны.
В 2012 году в центре Витебска открылся еще один крупный торговый центр «Марко-Сити». Для обувной компании «Марко» – это один из самых дорогих и перспективных проектов в истории.
Однако самым большим торговым центром в Витебске станет ТЦ «GREEN». Он будет включать в себя гипермаркет, магазины, фитнес, ресторанный дворик и др.
Пока иностранные инвесторы просят отсрочки для строительства крупных торговых центров в Гродно (гипермаркет на пустыре около городской больницы №4, торговый центр «Корона» на территории бывшего военного городка), местное ЗАО «Строительное управление №2» ведет строительство самого крупного за всю историю Гродно торгового центра «Old City» по ул.Дубко, что в переводе с английского означает «Старый город». Торговая площадь гипермаркета составляет 16 тыс.кв.м, что втрое больше «Алми». В центре строящегося объекта будет воссоздано одно из исторических разрушенных зданий Гродно. Торговый центр предполагается к сдаче летом текущего года.
Крупнейшим торговым центром в Гомеле считается ТЦ «Галерея».
Здесь работает супермаркет для детей «Буслик», магазин фирменной одежды «Элема», салон «AUPI» - ортопедические диваны и кровати и др.
В настоящее время активное строительство торговых центров ведется и в Могилеве. Кроме известного торгового центра «Магнат» в скором времени в городе на Днепре появится еще два крупных проекта: на пересечении улиц Лазаренко и Строителей – торговый центр по реализации автозапчастей и автомобилей, а на пересечении Габровской и проспекта Пушкина - универсам «Рублевский» (заказчик - ООО «Девелопер-Инвест»).
Кроме того, на пересечении проспекта Мира и улицы Космонавтов ведется строительство торгового центра «Перекресток» (заказчик - ООО «Фортуна-Вест»).
На конец второго квартала текущего года запланировано открытие ТЦ «Gallery Grand» в Бресте, расположенного на пересечении улиц Куйбышева и Пушкинской. Эксклюзивным агентом по сдаче в аренду своего первого регионального проекта в городе была выбрана международная консалтинговая компания Colliers International. Якорными арендаторами выступят группа компаний «Спортмастер» и магазин бытовой техники «Электросила».
Появился первый опыт строительства многофункциональных торгово-развлекательных центров
В 2008 году в Гомеле по ул.Гагарина, 65 был открыт крупноформатный торгово-развлекательный центр «Секрет», который входит в пятерку крупнейших торговых центров Беларуси.
«Секрет». 4-этажное здание общей площадью 29 тыс.кв.м имеет собственный паркинг на 280 машино-мест, объекты досуга, расчетно-кассовые центры, пункты обмена валют, банкоматы, кафетерий.
В настоящее время многофункциональный торгово-развлекательный центр по ул.Барыкина, 132 строится в Гомеле. Центр будет иметь многоуровневый паркинг, супермаркет «Евроопт», торговые павильоны от 20 кв.м, суши-бар, пиццерию, пивной ресторан, кинотеатры. Застройщиком объекта выступает ООО «Белинвестплаза». Объект планируется к сдаче в первом квартале 2014 года.
Не так давно в Могилеве завершилось строительство многофункционального торгового комплекса «Армада». В скором времени откроет свои двери еще один многофункциональный комплекс в Могилеве - «AGSA», который активно строится на пересечении пр. Мира и ул.Гришина.
Он будет включать в себя торгово-развлекательный центр, офисное здание и удобную парковку. В трехэтажном здании разместятся: супермаркет, строймаркет, развлекательный центр, боулинг, бистро, бар, галерея брендовых магазинов, макдрайв, развлекательный центр, аптека, мойка автомобилей.
Многофункциональный комплекс включает в себя офисное 11-этажное здание для размещения банка, ресторана с панорамой на Могилев, офисных помещений. Проектом предусмотрено строительство парковки на 900 машино-мест. Объект планируется к сдаче во втором квартале 2014 года.
К концу 2013 года первый многофункциональный гостинично-развлекательный, торгово-офисный центр откроется в Борисове (Минская обл.) по ул.Гагарина, 62. Торговые площади можно приобрести как в собственность, так и снять в аренду. В шестиэтажном здании расположатся: супермаркет, бутиковая галерея, торговая галерея, гостиница и другие объекты.
Бизнес-центры как эксклюзивное явление
В мае 2012 года в Бресте открылся первый бизнес-центр «Брест Деловой». Это первый опыт строительства коммерческой недвижимости специалисты оценивают весьма удачным.
Рядом с ТЦ «Марко-сити» в Витебске по ул.Ленина разместился новый бизнес-центр. Он представляет собой восьмиуровневое сооружение, которое венчают пирамиды из стекла, бетона и металла: две высотой по 14 м (блок Б) и одна большая высотой 26 м (блок А). Общая площадь сооружения - более 55 тыс.кв.м. Внутри здание напоминает традиционные торговые центры с обилием прозрачных павильонов. В торговой галерее представлены такие известные бренды, как «Mарко», «Bravo», «Элема», «Формэль», «Broadway», «Lakbi», супермаркет электроники и бытовой техники «Zet», детский супермаркет «Буслік», ювелирные сети «585», «Ziko», а также компании «Kravt», «4 сезона», «Цифровик», «Связной».
Когда бизнес придет в регионы?
Комментарии специалистов:
Андрей Дробыш, коммерческий директор ООО «Бобруйский инвестиционный центр» (gectar.by):
Пока - упор на местных коммерсантов
- Наше предприятие было создано для работы в отдаленных от столицы регионах Беларуси. На сегодняшний день здесь находится много неликвидной недвижимости, в том числе государственной. Мы приобретаем ее, реконструируем, восстанавливаем инженерные сети, водоснабжение, канализацию, находим местных девелоперов и продаем под реализацию различных проектов.
Опыт работы нашей компании в регионах показал, что такие областные города, как Могилев, Гомель, Брест, развиваются примерно так же, как Минск, но с некоторым опозданием. Есть районные города – например, Бобруйск, Жлобин, которые развиваются по примеру областных городов. Но есть города с небольшим количеством проживающих людей, куда крупных игроков невозможно заманить ни под каким предлогом. Поэтому нам приходится работать в регионах только с местными коммерсантами.
Например, в Толочине Могилевской области мы работаем уже около года. Приобрели здесь здание бывшей текстильной фабрики, произвели большую работу по ее реконструкции и восстановлению инженерных сетей. Сначала появился один арендатор, а затем пришли другие. Нефункционирующее предприятие превратилось в торговый центр площадью 1400 кв.м.
Сегодня в регионах в основном развивается ритейл, да и то преимущественно за счет местных девелоперов. Многие из них заинтересованы в строительстве современных объектов торговли и готовы вкладывать деньги в новое строительство или в перепрофилирование зданий. Но непременным для них условием является предоставление рассрочки платежа.
С учетом того, что тренд мировой экономики идет на спад, инвесторы в малые города Беларуси не придут как минимум еще лет 5, а то и 8. В сегодняшней ситуации они не верят в то, что смогут вернуть свои инвестиции. Особенно осторожно они относятся к строительству такого формата недвижимости, как торгово-развлекательные центры.
Андрей Алешкин, партнер компании Colliers International, директор ООО «Коллиерз Интернешнл»:
Вслед за ритейлом подтянется и бизнес
- Иностранного инвестора в первую очередь интересует столица любого государства. Это ярко видно на примерах развития Варшавы, Киева, Москвы, Вильнюса, Таллинна, Риги и других стран. Поэтому мы от этого не уйдем. Пока не разовьется столица, а она еще недостаточно развита, бизнес не пойдет в регионы.
Вторая причина, почему бизнес пока неохотно идет в регионы, связана с большими инвестиционными рисками. Потому что покупательская способность в регионах всегда ниже, чем в столице.
В регионах все начинается с торговли. Как только в областных, а затем и районных городах начнутся активнее строиться крупные торговые комплексы, за ними придет ритейл. Ему понадобятся офисные, складские помещения. Все это будет способствовать развитию бизнес-среды и привлечению крупных международных сетей в регионы. Думаю, все это мы сможем уже наблюдать через 3-5 лет. Пока же крупные международные сети не идут в регионы. Им неинтересно представительство в одном торговом центре. Они хотят присутствовать как минимум в 4-5 магазинах одновременно. Но сейчас им нечего предложить.
Юрий Попов, руководитель «ТВОЯ СТОЛИЦА. НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА»:
Бизнес идет в наиболее привлекательные сегменты рынка
- Продуктовые сети уже активно работают в регионах, гипермаркеты есть во всех областных центрах и в крупных городах с относительно высокими доходами населения.
Что касается крупных торговых и торгово-развлекательных центров с торговыми галереями по 5 тыс.кв.м, то они либо построены, либо строятся, либо планируются к строительству во всех областных центрах. При этом тенденция усиливается (правда в каждом регионе в разной степени).
Потихоньку выходят в регионы республики и крупные международные не продуктовые торговые операторы, прежде всего российские. Данная тенденция в среднесрочной перспективе будет усиливаться.
Международные операторы гостиничного бизнеса также проявляют интерес к белорусским регионам, ведут переговоры с местными властями и девелоперами по строительству гостиниц.
Как только в стране начнет улучшаться бизнес-климат, девелоперы начнут строить в регионах и бизнес-центры. Пока на среднесрочную перспективу на локальных рынках достаточно офисной недвижимости, оставшейся в наследство с советских времен. В регионах, прежде всего, будут строить офисные объекты крупные компании (например, банки) для собственных нужд.
Таким образом, говорить о том, что бизнес не идет в регионы, нельзя. Все как раз наоборот – бизнес идет в регионы в те сегменты рынка коммерческой недвижимости, которые являются наиболее привлекательными для него на данном этапе.