Интернет-трафик: жизнь при монополии
В Беларуси неожиданно вновь разгорелись споры о том, насколько отечественный интернет-доступ адекватен современным реалиям – как по скоростям, так и по ценам. Как водится, госчиновники утверждают, что все хорошо – доступ в Сеть у нас быстр и дешев. Пользователи и коммерческие провайдеры – что наоборот, белорусский интернет-доступ «медленный и печальный», а вот цены – совсем неадекватные.
Смотря как считать
Споры об адекватности цен и скоростей интернет-доступа в Беларуси разгорелись после очередного заявления чиновников о том, что цены на широкополосный доступ в Интернет, в том числе мобильный, в республике не являются высокими.
3 мая в Минске прошла пресс-конференция начальника управления электросвязи Минсвязи Павла Петрулевича. Конечно, первым же вопросом, который задали чиновнику Минсвязи, был вопрос о перспективах снижения цен на широкополосный доступ в интернет, в том числе мобильный.
«Я бы не согласился, что у нас дорогой доступ в интернет, – ответил Павел Петрулевич. – Страны-участницы Международного союза электросвязи должны стремиться к тому, чтобы стоимость мобильного ШПД не превышала 5% валового национального дохода. По оценке МСЭ, у нас эта цифра в районе 4%. О том, что у нас дорогой доступ, даже по оценкам международных экспертов, речи не идет». Он добавил, что в западноевропейских странах этот показатель составляет порядка 2%, в странах с развивающейся экономикой – 3-4%.
Признаться, такое сваливание в кучу проводного и беспроводного интернет-доступа выглядит как манипуляция фактами. Услуги проводного доступа предоставляет сам «Белтелеком» и коммерческие провайдеры, которые закупают трафик у того же монополиста-«Белтелекома». А беспроводной доступ в Сеть – это бизнес исключительно компаний сотовой связи, составная часть их пакета услуг. То есть это совершенно разные сегменты телеком-услуг.
С одной стороны, конечно, интернет-доступ в Беларуси давно уже перестал быть дорогим удовольствием. В качестве типичного примера можно привести тарифы популярного сервиса ByFly. Чтобы упростить задачу, возьмем только безлимитный широкополосный доступ по технологии ADSL – все равно он скоро одержит окончательную победу над тарифами с учетом трафика.
Домосед (скорость прием/передача до 1024/512 Кбит/с) |
в месяц | 78 450 | |
1.2 | Домосед плюс (скорость прием/передача до 2048/512 Кбит/с) |
в месяц | 116 100 |
1.3 | Домосед XXL (скорость прием/передача до 3072/512 Кбит/с) |
в месяц | 145 200 |
1.4 | СуперДомосед (скорость прием/передача до 6144/512 Кбит/с) |
в месяц | 198 000 |
1.5 | Социальный анлим (скорость прием/передача до 1024/512 Кбит/с) |
в месяц | 42 300 |
1.6 | Домосед Ультра (скорость прием/передача до 8192/512 Кбит/с) |
в месяц | 216 000 |
С одной стороны, цены не грабительские, сопоставимые с ценами на коммунальные услуги. Можно сравнить с ценами на аналогичную услугу у соседей – в Польше, Украине, России. Можно? Оказывается, нельзя.
Мы попытались сравнить приведенные тарифы «Белтелекома» с тарифами провайдеров стран-соседей Беларуси. Не получилось. Причина – совершенно разные скорости доступа. Если у нас «предел мечтания» – 8 мегабит в секунду (Домосед Ультра), то в Украине минимальная скорость (на самом дешевом тарифном плане) у большинства провайдеров – 10 Мбит/сек. При цене ниже, чем у ByFly.
В Польше, Литве ситуация аналогичная, а в России интернет-доступ стоит еще дешевле. Добавим сюда разницу в доходах населения – и получим результат отнюдь не в пользу Беларуси. Кстати, что интересно, в США средняя скорость интернет-доступа ниже, чем в любой стране-соседке Беларуси.
При желании можно сравнить белорусские цены и скорости с американскими.
Давным-давно, в маленькой, но гордой стране…
Можно вспомнить, что в Беларуси самая настоящая война за удешевление интернет-доступа развернулась чуть менее десяти лет назад. Тогда еще доминировал коммутируемый доступ (обычный модем и дозвон по телефонной линии). Широкополосный доступ по технологии ADSL уже предлагался, но стоил запредельно дорого.
Тогда, как и сейчас, рынок контролировал госмонополист «Белтелеком». Только тогда предприятие вело себя более жестко – «Белтелеком» открыто получал сверхприбыли за счет дорогого интернет-доступа, объясняя это тем, что вырученные средства идут на субсидирование «социально-убыточной» телефонной связи на селе.
Но народ хотел интернета дешевого и быстрого. И взялся решать проблему своими силами. В городах начали массово возникать самодельные домовые сети. То есть жители многоквартирного дома скидывались, покупали кабель и сами протягивали его по квартирам, покупали ADSL-модем, ставили сервер и подключались к скоростному интернету как один абонент. А полученный трафик «раскидывался» по квартирам.
Власти объявили самопальным компьютерным сетям настоящую войну, которая длилась года два. Электрики, вооружившись кусачками, ходили по подъездам и резали все казавшиеся им подозрительными кабели. Сколько пенсионерок в то время лишились телевидения – и не счесть! (Компьютерный кабель очень похож на кабель от телеантенны.)
В конце концов стало ясно, что война проиграна. Инициатива «снизу» оказалась сильнее репрессивных мер Минсвязи. И тогда «Белтелеком» совершил просто великолепный маневр, на корню погасив недовольство населения и разом «убив» большинство домовых сетей.
12 сентября 2006 года был запущен проект массового недорогого ADSL-доступа для населения и организаций под специально созданным брендом ByFly. Каждый абонент при подключении бесплатно получал в пользование ADSL-модем и сплиттер, что позволяло не только иметь скоростной (по тем временам) доступ в Сеть, но еще и свободную телефонную линию.
В то время такие условия казались сказкой. Народ наслаждался, в центрах подключения стояли очереди. Коммерческие провайдеры срочно корректировали свои тарифные планы, чтобы не оказаться выброшенными с рынка.
Идиллия длилась почти шесть лет. Но потом скоростей ByFly стало не хватать. Контент становился все более «тяжелым», в интернете появлялись все новые сервисы, а «Белтелеком» упорно не добавлял скорости.
Подавляющее большинство пользователей терпело, так что недовольство прорвалось наружу только в начале 2013-го, когда цены по всем тарифным планам выросли разом на 30% без какого-либо увеличения скорости. Вновь пошли разговоры о том, что «Белтелеком» использует население в качестве «дойной коровы», не думая при этом повышать качество услуги.
Впрочем, есть и другие мнения.
«Белорусам действительно грех жаловаться на цены и качество интернет-доступа и мобильной связи, – считает Николай Щетько, экс-редактор IT.TUT.BY. – С другой стороны, нужно ориентироваться на те страны и города, где связь еще качественнее и дешевле, надо двигаться в их направлении, а не твердить что мол у нас все и так прекрасно. Надеюсь что и регуляторы, и провайдеры это понимают».
Жизнь при монополии
Монополия «Белтелекома» на внешние каналы связи, тем не менее, сохраняется – и это главный фактор, который не дает развиваться коммерческим провайдерам. Они, как и полтора десятка лет назад, живут за счет того, что перепродают интернет-трафик, пытаясь заработать на дополнительных сервисах. Накопить достаточно средств для развития удается немногим, так что «частникам» приходится экономить на всем – на аренде, на зарплатах, на закупках нового оборудования.
Результат – слабая техподдержка, плохое качество доступа в Сеть, скорость передачи данных, чаще всего далекая от заявленной. Неудивительно, что именно частные провайдеры с 2000 года требуют ликвидировать монополию «Белтелекома» на внешние каналы связи. Это позволило бы в корне изменить ситуацию: себестоимость услуги снизилась бы как минимум вдвое за счет радикального удешевления главного «сырья» – интернет-трафика. А это, в свою очередь, позволило бы участникам рынка интернет-доступа накопить средства для технического перевооружения и запуска новых сервисов.
Совсем иной вопрос – допуск на белорусский рынок зарубежных (в том числе российских) интернет-операторов. Эксперты сходятся во мнении, что мелкие и средние белорусские компании не смогут конкурировать на равных с иностранцами, если их допустят на белорусский рынок.