Бензиновый спор Беларуси и Украины.

Бензиновый спор Беларуси и Украины.
Замкнутый круг, разобраться в котором попытался наш киевский собкор Сергей Гусаченко.
В недобросовестной конкуренции белорусских коллег обвинили сразу несколько украинских предприятий. Согласно жалобе, белорусские НПЗ получают субсидии от государства, что позволяет продавать продукцию по более низким ценам и наращивать импорт. Реальной причиной, говорят эксперты, является технологическая отсталость украинских заводов и желание владельцев получать сверхприбыли, не вкладывая средства в модернизацию.
(Владимир Омельченко, ведущий эксперт энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова)
Состояние украинской нефтеперерабатывающей отрасли Владимир Омельченко называет катастрофическим. Из шести заводов работает лишь один: основная причина остановки - высокая себестоимость из-за устаревшего оборудования, которое не позволяет производить качественные нефтепродукты в необходимых объемах. Исходя из этого, конфликт, затеянный Украиной, выглядит нелогично и лишний раз подтверждает: дело пахнет не керосином, а лоббированием крупного бизнеса.
(Владимир Омельченко, ведущий эксперт энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова)
Украинские НПЗ инициируют введение пошлины в размере 180 долларов за тонну сроком на пять лет. Механизм подготовки решения уже запущен - Киев готовится провести антисубсидиарное расследование. Министерство энергетики в ближайшее время представит правительству свои предложения. В 2012 белорусские нефтепродукты занимали 40% украинского рынка. Однако главное обвинение - господдержку нефтепереработки - эксперты называют идеей непопулярной: зачем дотировать то, что может приносить хорошую прибыль.
По мнению экспертов, введение заградительных пошлин, прежде всего, ударит по кошельку украинских потребителей, которые получат более дорогие нефтепродукты более низкого качества. В отличие от белорусских нефтепродуктов стандарта Евро-5, Украина в большинстве своем дотягивает лишь до Евро-3, то есть продукция фактически не пригодна для длительного использования в современных автомобилях. Цены на местных бензоколонках могут взлететь до европейского уровня. При этом заполнить рынок самостоятельно украинские НПЗ не в силах, что неизбежно приведет к росту объема фальсификата.
Подчеркивается, что введение пошлин не решит проблемы украинской нефтепереработки, а стоимость бензина вырастет минимум на 10%, что сделает топливо в Украине дороже, чем в Литве, Польше и даже Германии. Впрочем, и без того Украина - единственный рынок в Европе, где официально разрешена продажа топлива Евро-2. Введение пошлин может привести к конфликту с Таможенным союзом, что ставит под угрозу главную цель заградительных мер - повышение эффективности работы украинских НПЗ.
(Владимир Омельченко, ведущий эксперт энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова)
Эксперт в области топлива Геннадий Рябцев опасается еще большего расширения черного рынка нефтепродуктов. Сырье добывается на неучтенных или закрытых скважинах, таких особенно много в Полтавской области и Крыму, и перерабатывается подпольными мини-заводами. По неофициальным данным, их в Украине более 100. При этом местные власти на такие производства, как правило, закрывают глаза. Узнать, что же заливают водители в бак, помог бы лабораторный анализ. Однако государство не проверяет заправки на качество нефтепродуктов уже несколько лет.
(Геннадий Рябцев, заместитель директора научно-технического центра "Психея")
Разбежка цен на украинских заправках порой достигает 10% с одного литра. Эксперты утверждают, что именно привлекательный ценник - главный признак некондиционного топлива, которым торгуют почти 20% АЗС. Как правило, это небольшие заправки. На грани рентабельности, почти в ноль или даже в минус работают около 2 тысяч АЗС - а это означает либо неуплату налогов, либо серые схемы с топливом.
(Геннадий Рябцев, заместитель директора научно-технического центра "Психея")
В год украинские водители потребляют 4,5 млн тонн топлива. Из них легально производится или импортируется только 4 млн. Оставшиеся 500 тысяч и есть та самая продукция черного рынка, нарваться на которую можно даже в Киевской области и тем паче в других регионах.
Особенно на периферии заправка теперь, как игра в лотерею. Устав ждать помощи, украинские водители стали самостоятельно бороться с продавцами контрафакта. Список АЗС, на которых опасно заправляться, регулярно обновляется в Интернете. Общеукраинскую карту черных заправок уже можно скачать из сети на мобильный телефон. Кроме этого, автолюбителей призывают бить обманщиков гривной и попросту игнорировать те автозаправочные станции, которые вошли в черный список.