Либерализм Петра Прокоповича: чего бизнесу ждать от вице-премьера?
Органы госуправления в настоящее время готовят пакет мер по улучшению делового климата в стране. Соответствующие поручения, по информации Naviny.by, дал вице-премьер Петр Прокопович. Его ценные указания направлены на то, чтобы поднять позиции Беларуси в рейтинге Doing Business. Чего ждать бизнесу от поручений вице-премьера, которого называют «большим либералом»? Интернет-газета Naviny.by ознакомилась с планами правительства.
Планы амбициозны, но труднодостижимы
В марте в Совмине проходило совещание, во время которого обсуждались условия ведения бизнеса и меры, которые позволили бы обеспечить Беларуси 30-е место в отчете Doing Business.
Напомним, что войти в тридцатку стран-лидеров по бизнес-климату Беларусь планирует уже к 2015 году. К слову, в отчете Doing Business-2013, который был опубликован осенью прошлого года, наша страна заняла 58-е место. Что же правительство собирается сделать такого, чтобы за оставшийся короткий промежуток времени улучшить место Беларуси в рейтинге сразу на 28 пунктов.
По итогам мартовского совещания в Совмине, по информации Naviny.by, Петр Прокопович дал ряд конкретных поручений, направленных на улучшение позиций в рейтинге Doing Business. В частности, вице-премьер наказал выработать меры с целью улучшения позиций Беларуси в рейтинге по таким показателям как «Получение разрешений на строительство» и «Подключение к системе электроснабжения».
По показателю «Подключение к электроэнергии» Беларусь в последнем отчете Doing Business заняла одно из последних мест (171-е). Авторы отчета объясняли это тем, что расходы предприятий на подключение к электросетям и связанные с этим времязатраты в Беларуси намного выше, чем в странах ОЭСР.
Еще один показатель, который тянет вниз позиции Беларуси в рейтинге Doing Business, — «Налогообложение» (129-место).
Представители Всемирного банка объясняли это высоким уровнем налоговой нагрузки на бизнес, который существует в стране.
По данным Naviny.by, с целью снижения налоговой нагрузки Петр Прокопович по итогам мартовского совещания поставил перед Минфином и Минтруда задачу подготовить конкретные предложения по распределению пенсионной нагрузки между нанимателями и работниками.
Тема не нова – о снижении налоговой нагрузки путем перераспределения взносов в Фонд социальной защиты населения между работниками и нанимателями на официальном уровне говорят давно.
Эксперты, которые профессионально занимались изучением данной темы, отмечают, что к настоящему времени не созданы условия, позволяющие решить этот вопрос.
«Прежде, чем перераспределять налоговую нагрузку между нанимателем и работником по взносам в ФСЗН нужно создать механизм, позволяющий работникам контролировать свои собственные пенсионные накопления», — говорит финансовый директор ИООО «Эрнст энд Янг» Наталья Никандрова.
По мнению эксперта, в случае создания условий для развития накопительной пенсионной системы работники получат возможность приумножать свои пенсионные взносы. «Это позволит заинтересовать работников, даст повод задуматься о своем будущем и, возможно, отказаться от зарплат в конвертах», — полагает Наталья Никандрова.
Эксперт обращает внимание, что с учетом прогнозируемого дефицита Фонда социальной защиты населения потребность в развитии частных пенсионных фондов возрастает. В случае, если для развития последних будут созданы условия, «государственные обязательные пенсионные фонды могут использоваться исключительно для обеспечения минимальных пенсий», полагает Никандрова.
С учетом неразвитости накопительной пенсионной системы, а также в связи с протестами профсоюзов, решение о перераспределении взносов в ФСЗН между работниками и нанимателями в ближайшее время вряд ли будет принято.
А вот другое поручение Петра Прокоповича, о котором мы расскажем ниже, может дать результат уже в краткосрочной перспективе.
Прокопович поручил просчитать последствия введения института госпредставителей
Один из вопросов, который в настоящее время широко обсуждается в деловых кругах, — введение института государственного представителя в хозяйственных обществах. Появление этого института бизнес-ассоциации сравнивают с реанимацией в стране «золотой акции», которая позволяла государству вмешиваться в деятельность предприятий.
По информации Naviny.by, Прокопович поручил Минэкономики совместно с Госкомимущества подготовить оценку данной нормы на предмет ее отрицательного влияния на позиции Беларуси в отчете Doing Business.
Эксперты считают такое поручение весьма своевременным, поскольку введение института государственного представителя в хозобществах может негативно сказаться на защите прав инвесторов (одноименный показатель учитывается при подготовке отчета Doing Business).
«На мой взгляд, принятие этой нормы будет негативно сказываться на инвестиционном имидже страны», — отметил в беседе с корреспондентом Naviny.by заслуженный юрист Беларуси, советник Международной финансовой корпорации (IFC) Валерий Фадеев.
Инициируя введение института госпредставителей, власти объясняли эту норму стремлением защитить права миноритарных акционеров. Эксперты соглашаются с тем, что защищать интересы миноритариев нужно, но не путем государственного вмешательства в деятельность акционерных обществ.
«Законопроект о внесении изменений в Закон «О хозяйственных обществах» предусматривает введение института акционерных соглашений. Если государство полагает, что нужно защищать права миноритариев, то правильно это делать через институт акционерных соглашений», — говорит Фадеев. По словам эксперта, данный законопроект предусматривает и другие меры, направленные на защиту прав акционеров.
Кстати, по данным Naviny.by, экономические власти считают, что внесение изменений в Закон «О хозяйственных обществах» будет способствовать повышению позиций Беларуси в рейтинге Doing Business.
«Введение института акционерных соглашений, усиление ответственности органов управления хозобщества – все это направлено на защиту прав акционеров, и эту линию нужно продолжать. Но не путем введения института госпредставителей. Данная норма явно не согласуется с заявленными целями по повышению инвестиционной привлекательности страны», — говорит Фадеев.
Поручение Петра Прокоповича госорганам оценить отрицательные последствия введения института госпредставителей – пожалуй, последняя возможность предотвратить принятие этой нормы, которую в апреле будет рассматривать парламент. К 29 марта Минэкономики и Госкомимущество должны представить материалы по этому вопросу в Совмин.
Что будет дальше? Бывший вице-премьер Сергей Румас в начале этого года высоко оценил либеральные взгляды вице-премьера Петра Прокоповича. «Мне иногда кажется, что Петр Прокопович больший либерал, чем я, или кто-либо другой», — заявил Румас.
Позиция вице-премьера относительно введения института госпредставителей будет лакмусовой бумажкой, которая покажет, насколько глубоко Петр Прокопович разделяет либеральные взгляды и готов ли он всерьез защищать интересы частного бизнеса, о котором он очень лестно отзывался 22 марта во время пресс-конференции.
Дмитрий ЗАЯЦ