Заработать на "облачном" транзите
Транзит нового типа
В Беларуси реализуется крупный телекоммуникационный проект с привлечением прямых иностранных инвестиций. Речь идет об участии нашей страны в строительстве совершенно новой магистрали связи Москва – Минск – Франкфурт. Основная задача этой волоконно-оптической магистрали – передача интернет-трафика. В результате Беларусь станет транзитером еще и компьютерных данных, что означает выход на перспективный рынок: ежегодно мировой объем IP-трафика практически удваивается.
«Это прорывной проект: если посмотреть на карту, основной интернет-трафик из Китая и России идет в Европу через Скандинавию по морю, что неэффективно. Самый простой способ – проложить транзитную магистральную сеть через Беларусь», – сообщил БелТА первый заместитель начальника Оперативно-аналитического центра при президенте (ОАЦ) Владимир Рябоволов.
По его словам, реализация проекта даст возможность более эффективно использовать транзитные возможности Беларуси: позволит больше зарабатывать на информационных услугах и поспособствует развитию соответствующей инфраструктуры.
При этом спрос на транзитные услуги Беларуси гарантирован: к 2015 году самый большой объем IP-трафика (24,1 эксабайта в месяц) будет генерироваться в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Европа, в свою очередь, остается одним из крупнейших на планете потребителей и производителей интернет-контента. Соединить их как раз и призвана новая интернет-магистраль, которая пройдет, в том числе, и через Беларусь.
По словам организаторов проекта, появление транзитной магистрали связи почувствуют и конечные абоненты в самой Беларуси.
«Это все взаимосвязано и взаимообусловлено. Например, создание РУП «НЦОТ» («Национальный центр обмена трафиком») вместе с другими предпринятыми мерами позволило в течение короткого периода в 2,5 раза снизить отпускные цены на интернет-трафик для частных провайдеров», – утверждает Рябоволов.
При этом, однако, не предается огласке ни сумма инвестиций белорусской стороны в проект, ни технические параметры новой магистрали – ее пропускная способность в тысячах Гбит/с. Почему? Да потому что реализацией проекта займется довольно-таки загадочная структура.
Загадочный партнер
В Беларуси проект строительства магистрали связи Москва – Минск – Франкфурт реализует СООО «Белорусские облачные технологии» (торговая марка beСloud). Инвестиционный договор с компанией уже заключен. Владеть магистральной линией связи будут на паритетной основе белорусская и российская стороны. После завершения строительства СООО «Белорусские облачные технологии» получат возможность пропуска внешнего интернет-трафика через Беларусь.
Думаю, не будет преувеличением сказать, что главным событием декабря прошлого года в белорусской телеком-индустрии стало неожиданное для всех появление совместного ООО «Белорусские облачные технологии». 13 декабря 2012 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь №556 «Об условиях реализации инвестиционного проекта в сфере информационно-коммуникационных технологий». Как говорится в документе, он был принят в «целях развития в Республике Беларусь информационно-коммуникационной инфраструктуры и рынка телекоммуникационных услуг».
Большая часть текста указа (пункты 1-12, 14) скрыта грифом «Для служебного пользования», что послужило поводом для множества слухов и кривотолков в белорусском интернет-сообществе.
Доподлинно известно из указа было только одно: в стране создается совместное общество с ограниченной ответственностью «Белорусские облачные технологии». При этом с белорусской стороны учредителем СООО «Белорусские облачные технологии» выступило РУП «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ), которому принадлежит 51% уставного капитала.
Вторым участником – то есть, собственно, инвестором, о котором и говорится в президентском указе, оказался известный российский бизнесмен Константин Николаев, миноритарными участниками – его бизнес-партнеры.
Сама схема, при которой государство в лице «Белтелекома» или НЦОТ получает 51%, предоставляя инфраструктуру связи – обычная практика в белорусской телеком-индустрии. До сих пор в такой форме существует, к примеру, «МТС-Беларусь». Интерес вызывает персона российского инвестора.
Константин Николаев ранее не был замечен в телеком-бизнесе. Он – совладелец ряда транспортных компаний, акции которых котируются на Лондонской фондовой бирже. Также Николаев является генеральным директором группы «Н-Транс». Согласно данным журнала «Форбс», его состояние оценивается в $1,3 млрд. В рейтинге богатейших бизнесменов России за 2012 год, который составляется журналом, он находится на 72-м месте.
В свою очередь, республиканское унитарное предприятие «Национальный центр обмена трафиком» создано согласно президентскому указу №515 от 30 сентября 2010 года «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь». C 1 апреля 2012-го оказывает услуги пиринга в Беларуси.
Когда стало известно о появлении новой компании, Агентство финансовых новостей поспешило предположить, что она будет заниматься созданием закрытой мобильной сети для чиновников. Впрочем, НЦОТ тут же решительно опроверг эту информацию.
Немного позже в Национальном центре обмена трафиком пояснили, что «объектами инвестиционной деятельности создаваемого предприятия является создание опорной сети для Единой республиканской сети передачи данных, республиканского центра обработки данных, сети по технологии LTE, а также транзитной магистрали связи по территории Республики Беларусь».
Также в своем пресс-релизе НЦОТ сообщил, что «на основании
данного указа 19 декабря
В этих цитатах скрыта определенная интрига. Во-первых, никто из участников белорусского телеком-рынка не знает и никогда не видел Константина Николаева. Его неожиданный интерес к белорусскому телекому – загадка. Во-вторых, удивляют планы запустить в Беларуси мобильную сеть по технологии LTE (4G). На этом у нас уже погорел российский телеком-гигант «Скартел» – он работал под брендом Yota. Для создания LTE-сети компания «Скартел» создала специальное ИООО «Йота Бел». Компания получила две дуплексные полосы частот по 30 МГц и построила на их основе в Минске LTE-сеть, однако уже через полгода покинула белорусский рынок.
За время работы в Беларуси с 1 декабря 2011 года Yota набрала всего несколько сотен абонентов. Yota в Беларуси вела переговоры с сотовыми операторами о сотрудничестве, и один из крупных белорусских сотовых операторов предлагал приобрести сеть Yota в Минске, однако стороны не нашли взаимопонимания.
Управляющий директор Yota Networks Егор Иванов тогда рассказал «Коммерсанту», что в белорусский проект было инвестировано около $10 млн. В результате их пришлось списать как убытки.
Ну а наши собственные сотовые операторы категорически отказались строить LTE-сети. Это понятно: капитальные вложения велики, рынка для столь современной связи в Беларуси практически нет, а LTE-аппараты по карману очень немногим белорусам.
Далее. Если вчитаться в пресс-релиз НЦОТ, получается, что новое предприятие с российским капиталом фактически будет создавать всю базовую инфраструктуру связи в Беларуси. Но это стратегическая задача, к которой иностранцев обычно и близко не подпускают. Между тем, «Белорусские облачные технологии» до сих пор не имеют не только собственного сайта, но и офиса, и даже контактных телефонов.
Белорусские эксперты, с которыми я обсуждал эти вопросы, честно признались, что сами ничего не понимают. Но предположили, что все это – просто одна из форм ведения бизнеса НЦОТ.
От Гонконга до Минска и далее на запад
Впрочем, вернемся к главной теме – новейшей интернет-магистрали, которая пройдет через Беларусь. Как сообщило российское издание РБК daily, российский оператор связи МТС присоединит магистральную сеть к инфраструктуре китайской China Unicom. В июне компания проведет оптоволокно до погранперехода с Китаем в Благовещенске. Реализовав совместный проект с China Unicom, МТС планирует выйти на рынок евроазиатского транзита трафика.
Так, собственно, и создается евразийская сверхмагистраль, которая пройдет, в том числе, и через Минск. В России МТС организует прямой обмен трафиком с Китаем, а в дальнейшем выйдет к точке обмена трафиком в Гонконге.
Инвестиции оператора в организацию погранперехода составили порядка 70 млн руб., сообщили в МТС журналистам РБК daily. Емкость сети составит до 100 Гбит/с с возможностью расширения. По словам источника РБК daily, близкого к компании, оператор планирует, что после ввода линии в эксплуатацию она может дополнительно приносить компании 30-40 млн руб. ежегодно за счет продажи емкости российским и зарубежным операторам. В таком случае строительство окупится за 2-2,5 года, знает он. МТС планирует занять порядка 20% рынка международного IP-транзита с Россией. Объем этого рынка в нынешнем году, по оценке iKS-Consulting, составит 5 млрд руб.
Эти цифры дают представление и о том, какую прибыль способен приносить белорусский сегмент трансевразийского интернет-канала.