Залог успешности модернизации — ее добровольность
Модернизация предприятий, объявленная приоритетной задачей, может тяжким грузом лечь на частный бизнес. Такое опасение высказывают эксперты, анализируя последние заявления главы государства. Эксперты подчеркивают: кампания модернизации бывает успешной лишь тогда, когда предприниматели занимаются ею добровольно, не боясь потерять вложенный в предприятия капитал.
Встречаясь 26 февраля с членами нового Совета по развитию предпринимательства при президенте, Александр Лукашенко заявил: модернизация экономики является задачей не только государственного сектора. В ее решение необходимо вовлечь весь отечественный бизнес и максимальное количество иностранных инвесторов.
Глава государства также ждет от предпринимателей большей активности в благотворительной деятельности.
«Никто не говорит, что у вас надо забрать последнее. Но если видите, что можно помочь детскому дому, спорту, здравоохранению, образованию, что создает базу для жизни человека, так давайте поможем вместе», — призвал Лукашенко.
При этом, считает Лукашенко, его нельзя упрекнуть в том, что он насильно заставляет предпринимателей помогать государству. «Можете — помогите, не можете — господь с вами. Соответствующее будет отношение со стороны государства и меня к вам», — предупредил он.
«Окучивать» предпринимателей поручено губернаторам
О необходимости активно вовлекать предпринимателей в процесс модернизации экономики говорилось и на заседании правительства 1 марта.
«На днях мы встречались с представителями белорусского бизнеса. Они готовы включиться в эту работу», — утверждает Лукашенко.
«Ответственность за создание условий по привлечению отечественного капитала к процессам модернизации» глава государства возложил на губернаторов, председателей местных исполнительных и распорядительных органов.
«Ссылки на нехватку ресурсов для модернизации не принимаются, — подчеркнул Лукашенко. — Ведь именно этим зачастую на местах прикрывают отсутствие рентабельных и валютоокупаемых инвестиционных проектов. Каждое предприятие должно иметь план модернизации не просто на бумаге, а подкрепленный эффективным бизнес-планом. Таким проектам государство окажет поддержку как прямым рублем, так и удешевлением кредитных ресурсов».
Раньше навязывали убыточные колхозы, теперь — фабрики и заводы
Экономисту и предпринимателю Льву Марголину ситуация напоминает события не столь отдаленные, когда за предприятиями, в том числе частными, закреплялись убыточные колхозы.
«Тогда предпринимателей вынуждали поднимать сельское хозяйство, сейчас хотят навязать модернизацию. Причина ясна: у государства попросту нет средств, необходимых для проведения масштабной модернизации промышленности», — отметил Марголин в комментарии для БелаПАН.
Однако эксперт не думает, что частный бизнес обрадуется перспективе быть вовлеченным в этот процесс.
«Конечно, у нас в стране есть разные бизнесмены. Есть так называемый придворный бизнес, который, думаю, станет активным участником модернизации и даже будет доволен. Ему отдадут какие-то предприятия, он их приведет в порядок и будет пользоваться результатами», — полагает Марголин.
Что же касается большинства частных бизнесменов, то им государство вряд ли предложит какие-то привлекательные условия.
«Скорее всего, это будет делаться по «добровольно-обязательному» принципу. Сейчас местные власти, по сути, вымогают у частного бизнеса средства на ремонт дорог, школ, детских садов. Похоже, именно так будет решаться и вопрос модернизации», — прогнозирует экономист.
Льготной продажи предприятий не будет. Даже убыточных
Заинтересовать бизнесменов можно было бы участием в приватизации.
Возможно, на это и рассчитывало Министерство экономики, которое подготовило перечень из 800 предприятий, предлагаемых для продажи иностранным и отечественным инвесторам.
Эти малоприбыльные либо убыточные предприятия с небольшим числом работников аналитики рекомендовали продать предпринимателям по чисто символической цене.
Однако Лукашенко уже высказался об этой инициативе в негативном ключе.
«Зациклились на приватизации и понимаете прямые иностранные инвестиции исключительно как продажу государственной собственности. Вот опять в интернете обсуждают какие-то новые приватизационные списки», — заявил он на заседании Совета министров.
Никакой «кампанейщины с продажей не будет», — предупредил глава государства. «Принцип известен: хочешь купить — плати полную цену и еще возьми обязательства вложить деньги в производство, сохранить рабочие места, обеспечить людям достойную заработную плату и рост поступлений налогов в бюджет», — заявил Лукашенко.
А тремя днями раньше, на встрече с бизнесменами, он категорически потребовал прекратить «болтать о приватизации».
«Это становится для нас вредным, и меня уже начинает настораживать. Как будто в Минэкономики, в правительстве не о чем говорить, как только о приватизации», — возмутился Лукашенко.
При этом он уточнил: «приватизации — быть», но «цены будут очень высокие, рыночные».
Эксперты: широкая приватизация власти не выгодна
По мнению экономиста «Либерального клуба» Антона Болточко, никакой массовой приватизации в Беларуси быть не может.
«Лукашенко не допустит. Собственность — это залог его власти, поэтому он никогда не пойдет на изменение собственника», — убежден эксперт.
По прогнозам Болточко, к концу нынешнего года можно лишь ожидать продажи какого-нибудь предприятия из числа фамильного серебра.
Лев Марголин, в свою очередь, подчеркивает: важно, как будет проводиться эта продажа.
«Можно сделать так, как когда-то делали в Германии: бесперспективные предприятия продавали по чисто условной цене. А можно продавать, как в Беларуси — на аукционах по остаточной или оценочной стоимости. При этом чиновники еще будут навязывать бизнесмену свои правила игры: строительство спортивных сооружений и прочих соцобъектов. В таком случае я сильно сомневаюсь, что 800 предприятий найдут своих новых собственников», — говорит Марголин.
Юрист и экономист Сергей Балыкин убежден в том, что госчиновники и топ-менеджмент государственных предприятий вообще не заинтересованы в их формальной приватизации.
Сохранение статус-кво позволяет чиновникам и топ-менеджменту, с одной стороны, получать преференции от государства, с другой — перераспределять финансовые потоки в пользу аффилированных коммерческих организаций, отметил Балыкин в комментарии БелаПАН.
«Де-факто приватизация в Беларуси идет полным ходом, хотя де-юре, конечно, она практически не проводится, — констатировал эксперт. — Особенностью белорусской приватизации является то, что приватизируются прежде всего оборотные средства предприятий. Кроме того, за счет выведенных оборотных средств приобретаются наиболее привлекательные активы типа недвижимости в хороших районах и некоторые производственные мощности».
Приватизировать предприятия как имущественные комплексы либо приобретать долю участия в уставных фондах государственных юридических лиц нет особого интереса, поскольку наряду с привлекательными активами в таком случае приобретаются и разного рода обременения типа долгов, необходимости сохранения рабочих мест и прочего, считает эксперт.
Правила игры диктует чиновник
В целом же, отмечают аналитики, встреча Лукашенко с членами Совета по развитию предпринимательства еще раз продемонстрировала огромную пропасть между интересами государства и бизнеса.
«Большой бизнес в Беларуси делается только через открытие кабинетных дверей. Отношение власти к бизнесу такое: либо тебя допускают в свой круг и ты принимаешь правила игры, которые тебе навязывает государство, либо ты не сможешь работать в этой стране», — говорит Антон Болточко.
Лев Марголин обратил внимание на то, что Лукашенко посулил предпринимателям возможность участвовать в управлении государственными холдингами.
Отдельные крупные бизнесмены «могут быть включены в какой-нибудь холдинг, даже с правом управляющей компании. Но речь, безусловно, идет о придворном, идеологически проверенном бизнесе», подчеркнул Марголин.
К слову, в Совет по развитию предпринимательства при президенте, персональный состав которого (23 человека) был утвержден главой государства в конце 2012 года, вошли бизнесмены, которых в ЕС называют «кошельками» Лукашенко. В их числе — Юрий Чиж (ООО «Трайпл»), Александр Мошенский (белорусско-германское СП «Санта Импэкс Брест»), Александр Шакутин (ОАО «Амкодор»).
Подавляющему же большинству белорусских предпринимателей заниматься в своей стране бизнесом, мягко говоря, непросто. Не говоря уже об иностранцах, которым такой «бизнес по понятиям» вообще кажется дикостью.
Ирина ЛЕВШИНА