История одного слияния
Что на самом деле тормозит интеграцию Беларуси и России
Юрий ЦАРИК, политический аналитик, руководитель Белорусской группы развития
Уходящая неделя не отметилась заметными новыми тенденциями. Мировые рынки продолжали сигнализировать о непрекращающейся рецессии в ведущих экономиках, война в Африке продолжалась и даже расширялась (на этот раз “террористы” обнаружились в Камеруне), а Уго Чавес после проведенной на Кубе тяжелой операции вернулся в Венесуэлу. США заявили, что не собираются полностью выводить войска из Афганистана ни в 2014 году, ни позже. Впрочем, об этом компетентные эксперты уже тоже давно писали.
Зато интересные события имели место на белорусской земле. Глава государства вернулся из поездки в Сочи и посчитал необходимым внести полную ясность в понимание обществом проводимой в стране экономической политики. Причем в центре внимания оказались именно те вопросы и противоречия, на которых мы посчитали необходимым сконцентрироваться в прошлом недельном обзоре.
Прежде всего Александр Лукашенко отметил, что в Беларуси не будт модернизации за счет девальвации национальной валюты. То есть “массовой модернизации”, за которой скрывается банальное освоение бюджетных средств директоратом, в стране все-таки не будет. И это не может не радовать.
Не менее однозначно глава государства высказался на тему приватизации белорусских предприятий, обратив внимание на то, что без Президента ни одно предприятие продано быть не может. “Процесс приватизации очень серьезен, а в Беларуси — десятикратно серьезен”, — отметил он. Это тоже хорошие новости в свете тех тревожных тенденций, о которых мы писали неделю назад.
Обозначил глава государства и конкретную позицию белорусской стороны по вопросу слияния белорусского МАЗа и российского КамАЗа. Суть ее в том, что сначала необходимо выработать общую стратегию работы на внутреннем и внешнем рынке, добиться на этой основе положительных экономических результатов, а уж затем не страшно будет и передать в собственность российским партнерам контрольный пакет акций.
Совершенно здравый, взвешенный и разумный подход. Формируется холдинг на паритетной основе. А право приобретения контрольного пакета акций предоставляется через три года и только при условии, что холдинг достигнет показателей деятельности в соответствии с разработанным бизнес-планом инвестиционного развития. При этом гендиректором “Росбелавто” становится россиянин, а председателем наблюдательного совета — белорус. Все нормально, все по справедливости.
Но эти условия не устроили российскую сторону. Возникает вопрос: почему? Российская сторона не намерена выполнять разработанный бизнес-план инвестиционного развития холдинга “Росбелавто” и демонстрировать положительные результаты развития актива? А чем же собирается заняться российская сторона в рамках этого холдинга? Активным распилом бюджетных средств на “модернизацию и реорганизацию” без какой-либо отдачи? Этот вариант Беларусь никак не устроит. К сожалению, хватает собственных подобных примеров.
Или, может, “Ростехнологии” смущает белорусское председательство в наблюдательном совете? Но почему? Есть основания полагать, что белорусский председатель будет выступать против развития холдинга, против действий, направленных на достижение запланированных экономических показателей? Едва ли. А вот против сокращения производства в интересах немецких конкурентов, против перепрофилирования недвижимости и сдачи ее в аренду точно будет. Может быть, именно это и смущает российскую сторону?
Ведь и в России, и широко за ее пределами известен печальный опыт ликвидации предприятий и “перепрофилирования” соответствующих помещений в коммерчески более привлекательных направлениях. Не один и не два завода, исследовательских института, конструкторских бюро в Москве и других крупных городах превратились за прошедшие годы в офисные помещения, торговые или развлекательные центры, в том числе после их включения в ГК “Ростехнологии”.
В этом смысле площади МАЗа, находящегося в черте города Минска, выглядят пугающе привлекательными. Пугающе для белорусской стороны. А для некоторых представителей российской стороны, вероятно, просто привлекательными.
У меня нет никакого сомнения в том, что Президент России Владимир Путин полностью, на сто процентов заинтересован в том, чтобы белорусско-российское машиностроительное предприятие “Росбелавто” работало успешно, развивалось, завоевывало новые позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, приносило прибыль и давало высококвалифицированные рабочие места белорусам и россиянам. И справедливые условия белорусской стороны едва ли вызовут у него возражения.
Поэтому самым правильным в сложившейся ситуации было бы вынести вопрос о создании холдинга “Росбелавто” на обсуждение Высшего Государственного Совета Союзного государства в марте этого года. Уверен, что руководители наших братских государств смогут принять такие решения, которые сделают этот непростой процесс создания белорусско-российского машиностроительного гиганта блестящим примером реализации принципа совместного развития. Примером, который затем будет применен в других областях гражданского и военного машиностроения.