«Если человек трудится на земле – он мне близок по духу»
А условия для работы привлекательные
— Татьяна Алексеевна! Директор Рогачевского молочно-консервного комбината Николай Тепляков в интервью «Белорусской ниве» назвал возглавляемое вами хозяйство одним из наиболее крупных в регионе поставщиков молока. Вы согласны с такой оценкой?
— Спасибо, конечно, Николаю Егоровичу за такую оценку нашего труда, но я как руководитель коллектива не совсем довольна результатами, которых мы достигли в производстве молока. Мало доим! За прошлый год получили от коровы немногим более 5 тысяч килограммов. Надо выходить на 7—8 тысяч. И в этом году прирост к прошлому году пока, к сожалению, невелик — 652 килограмма, или 114,7 процента.
— Что мешает добиваться большего?
— Коровы у нас, можно сказать, «дедовские». Надо эффективнее заниматься племенным делом, голштинизацией. А как заниматься, если уже который год в хозяйстве остаются вакантными должности главного зоотехника и зоотехника-селекционера? Мы, конечно, без дела не сидим. В 2011—2012 годах с помощью специалистов и ученых, которых привлекаем к решению проблемы продуктивности, несколько продвинулись вперед. Но все это не то, надо «копать» глубже.
— Почему же неукомплектована зоотехническая служба?
— Приезжали к нам два выпускника Витебской академии ветеринарной медицины. Отработали положенные два года и уехали на свою Витебщину. Прямо беда с этими зоотехниками. Всех специалистов в хозяйстве хватает, а их как будто кто сглазил. Считаю это своей большой недоработкой.
— Вы как-то много критикуете себя…
— А как же иначе? Я вижу свои слабые места и не стесняюсь о них говорить. На кого-то, возможно, слишком понадеялась, ослабила контроль — и вот результат.
— Но все же вы думаете над тем, как решить эту задачу?
— Чего бы я стоила, если бы только разводила руками. Одного зоотехника мы для себя уже учим в вузе. За вторым поеду по весне в академию. Буду искать среди выпускников уроженцев если не Чечерского, то соседних районов.
— Из более дальних районов специалисты не хотят оставаться?
— К сожалению, это так. И ведь не упрекнешь их — на родину, поближе к родителям едут. Я сама мать, понимаю это. Поэтому ставку делаем на местные кадры да на соседей. Так мы укомплектовали инженерную, ветеринарную, агрономическую службы. В конторе у нас трудится немало молодых, амбициозных и способных специалистов.
— Может, вы очень многого требуете от вчерашних студентов? Или места ваши им не по нраву, не устраивает зарплата?
— Требую я не больше того, что записано в контракте. Это вообще мое такое кредо. Места наши живописные, удобные — рядом райцентр, река Сож. Агрогородок очень ухоженный, много строим жилья. Есть торговый центр, Дом культуры, КБО, школа — соблюдены все социальные стандарты. И все работает, а не создано для показухи. Зарплата у наших главных специалистов сегодня — от 6 миллионов рублей. Так что условия вполне подходящие для того, чтобы начать молодому человеку самостоятельную трудовую жизнь.
Из чего складывается рентабельность
— Производство молока у вас в хозяйстве рентабельное. Из чего складывается эта рентабельность?
— Если коротко, то из соблюдения технологии его производства и дисциплины кадров. Эти две позиции ключевые. Но… и тут у нас есть недоработки. Скажем, расход кормов на производство 1 центнера молока в 2012 году составил 1 центнер кормовой единицы. Это несколько многовато. Считаю, должны расходовать не больше 0,98 центнера кормоединицы. К этому будем стремиться в 2013 году.
Чтобы иметь рентабельное молоко, надо увеличивать объемы его производства, повышать качество, снижать затраты. Самыми грозными приказами этого вряд ли достигнешь. Здесь нужна сознательность работника, чтобы все трудились как одна большая и дружная семья. Но даже призывов, какими бы привлекательными они ни были, для этого недостаточно. Нужны стимулы, и прежде всего денежные, потому что каждый нормальный человек живет с заработанного им рубля.
— Они у вас действуют?
— Конечно. Иначе зачем о них рассуждать? Во главу угла мы поставили количество и качество продукции. Допустим, получила доярка от коровы свыше 20 килограммов молока в день на протяжении месяца, мы доплачиваем ей сверх заработанного 100 тысяч рублей. И если в группе наберется, скажем, с десяток таких коров — вот тебе дополнительный миллион.
Стимулируем и получение качественной продукции: разница в оплате труда доярки между молоком высшего сорта и сорта «экстра» — в три раза! Мы сознательно подняли эту планку, чтобы увеличить продажу молока именно сортом «экстра», ведь и хозяйству переработчик платит за него дороже.
— Но имеет ли возможность доярка повлиять на количество и качество продукции?
— А как же! Допустим, в группе появилась новотельная корова. Это еще неопытное животное. К ней за день надо подойти и четыре, и пять раз. И доярка должна не полениться это сделать. Проследить за поедаемостью корма, физическим состоянием животного и т. п. Если она этого не сделает, то не заберет из вымени все молоко.
На качество продукции она тоже может повлиять. В стаде у нас, к сожалению, еще немало старых коров, молоко от них — с большой долей соматики. Такое молоко следует пропустить через сепаратор и использовать для выпойки телят. А качественное молоко от молодых и здоровых коров — на продажу. Доярка обязана владеть ситуацией по каждой корове и учитывать это в своей работе. Впрочем, все они так и поступают.
— Говядина, насколько нам известно, у вас тоже рентабельная?
— Да, уже три года. Вообще-то с говядиной было несколько сложнее. В определенных кругах существует даже мнение, что ее нельзя сделать рентабельной в принципе. Но мы это мнение опровергли. Пересмотрели рационы в сторону повышения их эффективности. В результате увеличили среднесуточные привесы и сократили сроки откорма. Это и определило рентабельность.
Силос — «зэр гут»!
— Чем объясняются ваши достижения в животноводстве, которыми вы лично не очень-то и довольны? А они ведь на фоне других хозяйств выглядят весьма впечатляюще.
— Я отдаю себе отчет в том, что мы можем и должны работать лучше. У нас достаточно кормов и людских ресурсов, а вот технологию производства, генетические качества животных надо еще шлифовать. С этой целью мы активно изучаем опыт других, что-то используем в своей практике.
В этой связи мне хотелось бы рассказать о нашем сотрудничестве с известным немецким предприятием «Штотц Агро-Сервис», которое вот уже несколько лет успешно работает в Беларуси. Его представитель бывал и в нашем хозяйстве. Я попросила его оценить качество нашего кукурузного силоса. После исследования в лаборатории он записал в заключении — «зэр гут», что означает «отлично». Знаете, после такой оценки работать захотелось еще лучше. Гордость появилась в душе за наших механизаторов, которые заложили силос в срок и качественно.
В другой раз я спросила у немецкого коллеги, как поднять в молоке процент жира. Он ответил: «Дай больше соломы. Только измельчи ее на 5—6 сантиметров, не больше и не меньше». Мы последовали этому совету, и жирность молока действительно увеличилась. Вот, оказывается, как все просто, но об этом «просто» надо знать.
Источником полезной информации служат для нас и различные районные и областные семинары, литература по животноводству, которую издают Минсельхозпрод и Национальная академия наук Беларуси. Например, по совету ученых и практиков мы стали активно использовать различные добавки — и надои увеличились. Не зря говорят: одна голова хорошо, а две лучше.
Модернизация АПК и Год бережливости
— Татьяна Алексеевна! Вам, конечно, знакомо желание министра сельского хозяйства и продовольствия республики Леонида Зайца модернизировать белорусский АПК. Как вы относитесь к этой идее?
— В высшей степени положительно. Модернизация — это как раз то, чего больше всего не хватает сегодня нашему агропромышленному комплексу. Вы посмотрите, как стремительно иссякают в деревне трудовые ресурсы. Следовательно, нужны такие машины, которые бы работали за десять, за сто человек. И такие машины есть, они приходят на наши поля и фермы, делая их более совершенными и гораздо более эффективными.
Второе: нужны новые технологии. К примеру, в странах ЕС уже давно производят молоко высшего класса, которое соответствует нашему сорту «экстра». А мы еще только на полпути к этому. Конечно, всего сразу не ухватишь, но стремиться надо, и здесь я разделяю позицию министра.
Сегодня важно не только говорить о том, что такие перемены назрели, но и делать. Мы у себя в хозяйстве в рамках объявленной в республике реконструкции молочно-товарных ферм начали строительство доильно-молочного блока. Что это нам дает? На ферме вместо прежних восьми останутся четыре доярки. Значит, сможем выбирать — все люди хорошие, но работники из них разные. Плюс к этому улучшится качество обслуживания животных. Доярка уже не будет напрямую соприкасаться с молоком, от чего на Западе давно ушли.
В рамках Республиканской программы развития и возрождения села на 2005—2010 годы с привлечением кредитов нам удалось построить молочный комплекс на 720 коров. Теперь он успешно эксплуатируется. Там компьютерное обеспечение производства молока. А мы тем временем исправно рассчитываемся за кредиты.
Обновили свой машинный парк. Теперь у нас каких только машин нет, и почти все — новые и современные. Это позволяет своевременно выполнять все хозяйственные работы, ведь без машин сегодня — никуда.
— Скажите, как вы относитесь к тому, что 2013-й объявлен Годом бережливости?
— Сказать, что положительно — это значит ничего не сказать. В сегодняшних условиях быть бережливым означает быть хоть немного, но богаче. А кто же из нас не хочет быть богатым, когда вокруг все дорожает?
У себя в хозяйстве Году бережливости мы посвятили собрания во всех производственных подразделениях, выработали план мероприятий. Каждому из работников говорю: береги то, что имеешь, потому что что-то приобрести в наши дни — целая проблема. Специалистам советую: подумайте над тем, как сократить затраты, усовершенствовать технологию, чтобы меньше расходовать ГСМ, кормов, электроэнергии. Как это банально ни звучит, но каждая электролампочка должна быть сегодня на учете. Я делаю замечания тем, кто, уходя со своего рабочего места, может забыть погасить свет. Такого не должно быть в принципе!
С кем хорошо работается
— И много таких невнимательных среди ваших подчиненных?
— Не много, но встречаются. А в основном все члены нашего коллектива — их 175 человек — это порядочные, ответственные люди и добросовестные труженики.
Особенно мне импонируют молодые специалисты. Умницы, профессионалы. Я всегда с ними советуюсь и почти никогда не принимаю решения одна. К таким я бы отнесла главного экономиста Дмитрия Алексеенко. Я сама экономист по образованию и могу оценить, насколько это эрудированный и деятельный специалист.
Из декретного отпуска у нас выходит Елена Козлова, тоже в прошлом главный экономист. На работе я ее жду, как аист весны. Во всем мне подмога. Хочу доверить ей идеологию.
Света Жевнерова ушла в декретный отпуск с должности главного бухгалтера. Интересная во всем, ответственная до педантичности и по-бухгалтерски скрупулезная. Выведет каждую циферку, ничего не пропустит.
Владимир Повод остался работать главным ветврачом. С ним у нас поначалу были определенные трения, но затем мы поняли друг друга. Я рада, что сумела найти с этим специалистом общий язык и что он будет продолжать трудиться в нашем коллективе.
А главного инженера Александра Баранова мы сами, можно сказать, вырастили. 9 лет назад он пришел к нам работать после окончания колледжа. Старательный, отзывчивый. Я ему говорю: «Поступай, Саша, в академию, поможем, чем сможем». Поступил. Работал и учился. Закончил вуз. Теперь ему доверили весь мехпарк, где он навел порядок, следит за эффективным использованием техники.
— Вот вы сказали, что вырастили главного инженера. А где, по-вашему, формируется личность — на производстве, в обществе или в семье?
— Уверена: только в семье. Производство и общество лишь дополняют штрихи к внутреннему портрету человека, доформировывают его характер. А фундамент закладывается непременно в семье. Когда я прощалась с одним из молодых специалистов, который после двухлетней отработки покидал наше хозяйство, я сказала ему: «Передай своей маме мое спасибо за то, что она воспитала тебя такого».
— Жалко было расставаться?
— А как вы думаете? Но причина была веская…
— С кем вам еще хорошо работается?
— В принципе, со всеми. Если уж человек решил трудиться на земле — он мне близок по духу. А если это еще и прилежный работник, то я души в нем не чаю. Такие, к примеру, наши заведующие фермами Анна Горбачева и Екатерина Новикова. Вместе мы уже не первый год, я очень довольна их работой.
— Человек для производства — это понятно. Ну а что дает производство работнику?
— Прежде всего заработную плату. За 2012 год в среднем она составила 3932 тысячи рублей. Сверх этого выдаем мясопродукты из расчета 300 тысяч на человека в месяц и молоко по 1,5 литра в день. Существует также натуроплата в виде зерна и кормов для домашнего скота, в зависимости от степени участия в труде. Если в семье двое работают в хозяйстве — будь то муж с женой или мать с сыном — все услуги бесплатные, остальным — за небольшую плату. Особое наше внимание одиноким женщинам, им ведь тяжелее, чем тем, кто с мужьями. Не забываем и стариков.
Живем мы дружно, сплоченно, действительно, как одна семья. В коллективе много энтузиастов спорта, любителей художественной самодеятельности.
— Скоро весна, начало полевых работ. Готовитесь к ним?
— Мы уже, можно сказать, к ним готовы. Слава Богу, есть и семена, и органические удобрения, гербициды в запасе. Техника на ходу. Так что осталось только дождаться, когда матушка-земля в очередной раз позовет к себе хлебороба.
— Что можете сказать о своем участии в работе Совета Республики?
— Это судьба подарила мне такую возможность. Столько много знакомств, интересного общения, возможности набраться жизненного и законотворческого опыта! И, конечно, большая ответственность за участие в решении государственных дел.
— Спасибо, Татьяна Алексеевна, за интересную беседу.
— И «Белорусской ниве» спасибо за внимание к нашему хозяйству.
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Справка
- ОАО «Отор» — одно из семи хозяйств Чечерского района. Его общая земельная площадь — 5183 гектара, из них 3939 гектаров — пашня. Распаханность земель составляет 76 процентов.
- Количество крупного рогатого скота — 5510 голов, плотность на сто гектаров сельхозугодий — 106 голов, в том числе 28 голов дойного стада. В 2012 году валовой надой молока составил 7259 тонн, что на 968 тонн больше уровня 2011-го. Товарность молока — 89,7 процента. Выручка на одну корову — 17 миллионов рублей.
- За этот же период валовой привес скота оставил 728 тонн, что на 102 тонны больше прошлогоднего.
- Финансово-экономические показатели 2012 года: выручка с НДС — 43564 миллиона рублей (плюс 25192 миллиона рублей к 2011 году), без НДС — 39579 миллионов рублей (плюс 23063 миллиона рублей). Выручка на одного работающего без НДС — 224 миллиона рублей.
- В коллективе трудится 175 человек. 13 из них — молодые специалисты, которые прибыли на работу в хозяйство в разные годы. За четыре года после отработки продолжают трудиться в сельхозорганизации семь молодых специалистов — 60 процентов от прибывших.
- За счет средств предприятия обучаются 6 будущих молодых специалистов — 2 агронома, по столько же ветврачей и инженеров. Два человека получают специальное среднее образование, четыре — высшее.